Глава региона подвел итоги первого месяца работы, объяснил свои кадровые решения и рассказал об отношениях с федеральным центром.
Первые 30 дней работы губернатора на посту политологи называют «медовым месяцем»: в это время жители все еще винят в проблемах территории старое руководство, а затем начинают строго спрашивать с нового. Месяц с момента инаугурации губернатора Хабаровского края Сергея Фургала уже прошел. В регионе стали звучать заявления о том, что перемен якобы не получилось – на ключевых должностях остались прежние чиновники; к тому же ходят слухи, что Москва вот-вот урежет финансирование за «неправильный выбор».
Что на самом деле происходит в отношениях федерального центра и Хабаровского края после избрания губернатора не от «Единой России», придут ли в региональное правительство новые люди, хватит ли денег на решение застарелых проблем и почему не стоит смотреть на регион из окон «Мерседеса» – об этом Сергей Фургал рассказал в своем первом большом интервью телеканалу «Губерния». Кроме того, губернатор анонсировал большую реформу сельского хозяйства и локальной энергетики, а также строительство трассы до Николаевска. С главой края беседовал журналист Антон Пиотрович.
О предвыборных скандалах и отношениях с элитами
– Прошел месяц после инаугурации, есть, разумеется, о чем поговорить, но начать хотелось бы с событий между первым и вторым туром выборов. Хочу просто по-человечески узнать: то, что происходило в эти две недели – информационные вбросы, телефонные опросы жителей края с провокационными вопросами, слежка за сотрудниками вашего избирательного штаба – вы были готовы к тому, что эта избирательная кампания пойдет так, мягко выражаясь, некорректно?
– Я уже давно в политике и был готов к определенным вещам – но что будет так безграмотно, так топорно и так грязно, я, конечно, не ожидал. Я думал, что работа все-таки будет более тонкая, грамотная и цивилизованная. Тем более что я всем давал посыл – если вы заметили, я не ругался ни на кого, никого ни в чем не обвинял, не призывал к революциям и переворотам. Я спокойно объяснял, что наступило другое время, появился другой запрос у людей, и этот запрос необходимо удовлетворить.
– Вернусь вновь на месяц назад, когда были оглашены окончательные итоги выборов. Вы вышли на трибуну и обратились к общественной и политической элите, попросив ее принять результаты этих выборов, выбор жителей края. Действительно ли приняли этот выбор политические элиты – местные, московские?
– Скажем так: на 95% выбор людей приняли. А те, кто не принял, с теми мы расстались.
– А эти разговоры о том, что федеральный центр будет ставить вам палки в колеса...
– Когда мы говорим о федеральном центре, мы должны понимать, что мы имеем в виду. Если администрацию президента – никаких проблем, никаких «палок» и противоречий нет. Если мы имеем в виду профильные министерства правительства Российской Федерации – все отлично, постоянный контакт, есть определенные договоренности. Существовало мнение, что с моим приходом федеральный центр якобы сократит финансирование нашего региона. Так я вам могу сказать, что на 2018 год выделено 17,1 млрд рублей по федеральным программам, а на 2019 год уже зафиксировано, выделено и гарантированно поступит 18 млрд 400 млн. То есть на 2019 год средств из федерального бюджета будет больше на 1 млрд 300 млн – это зарезервированная сумма, но, как показывает практика, после распределения федеральных средств еще дополнительно будут деньги. Но это не значит, что мы не должны увеличивать собственные доходы.
Я хочу сказать, что федеральный центр все прекрасно понимает. Зачем ему нужно кому-то мстить? Федеральному центру необходимо, чтобы люди работали и получали зарплату, дети ходили в детсады, школьники – в школу, больные – лечились и так далее. Там сидят адекватные, нормальные люди. При чем тут политическая принадлежность? Если у кого-то были какие-то мысли и мнения по этому поводу, то это частные мнения и частные мысли.
О «старом новом» правительстве
– Перейдем к событиям последних дней. [В понедельник] вы на аппаратом совещании в правительстве представили новых министров и зампредов. Было названо 13 фамилий, но, по большому счету, новое лицо – это только Юрий Минаев. Финансовый блок – практически без изменений, ключевые социальные портфели – в тех же руках: это Александр Витько и Алла Кузнецова. ЖКХ – Дарий Тюрин остается, и все это направление в общем-то без изменений. Честно говоря, изменений ждали. Дело не в том, нравятся эти люди кому-то или нет, но последний месяц было такое настроение в обществе: новый губернатор – это если не абсолютно, то очень новая команда.
– Я назвал 13 фамилий, из них две новых абсолютно, 11 старых. Но это только половина: вообще в правительстве будет 25 человек. Во-первых, я вас смею заверить, что практически все остальные будут новые люди. Второе – надо отмотать назад и вспомнить, что я говорил, когда выступал на дебатах и перед людьми: что я буду формировать правительство по профессиональному признаку. То есть каждый должен быть на своем месте. Что я могу сказать про финансовый блок? Мы все прекрасно понимаем, что на сегодняшний день лучше финансиста с профессиональной точки зрения, чем Кацуба, у нас просто в крае нет. И так мы можем сказать про каждого.
И здесь же нужно заметить одну важную вещь: правительство себя ведет и проводит политику ровным счетом так, как настраивает руководитель. Я поставил перед правительством четкие задачи. Первая – нам необходимо увеличить собственные доходы. Это не обсуждается, это выполняется, и каждое профильное министерство готовит свою программу, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную, где будут прописаны четкие ключевые показатели, которых мы должны достигнуть. И если кто-то из профильных министерств это не сделает или не выполнит поставленную задачу, естественно, руководство будет заменено. Второе – нам необходимо сократить расходы. Здесь тоже все хорошо, поставлена задача, расходы будут сокращены. Третья задача – нам необходимо максимально привлечь как можно большее количество федеральных денег. У нас собственные доходы – 94 млрд рублей, а расходы – 136 млрд.
Перед правительством поставлена, на мой взгляд, выполнимая задача: за пять лет мы должны увеличить собственные доходы на 40 млрд рублей, то есть по 8 млрд в год. На 2019 год уже просчитано, что с моим руководством и с этим правительством на 8 млрд собственные доходы увеличим, а кроме этого, увеличим доходы по федеральным программам. Уже сформированы специальные органы, которые будут этим заниматься.
Что касается новых [лиц в правительстве] – конечно, они будут. Озвучено же не все правительство, а те люди, которые прошли проверку, отбор, и приступили к работе. Скоро вы услышите новые фамилии, которые будут продвигать другие важные блоки.
О сокращениях и экономии
– Вы уже затронули тему снижения расходов, и финансовый аудит всей системы управления правительства Хабаровского края – это тоже был один из ваших предвыборных тезисов. Задача была поставлена практически сразу, месяц прошел. Можно ли говорить о каких-то результатах?
– Уже на сегодняшний день 150 млн рублей мы сэкономили. Во-первых, на закупках, на оптимизации расходов – сейчас очень плотно прорабатываются все наши госзакупки, а это ни много ни мало 27 млрд рублей, чтобы вы понимали. И я уже четко вижу и знаю, где мы до 1 января сэкономим еще. По нашим скромным подсчетам, мы сэкономим для бюджета порядка 800 млн рублей – это гарантированно, и пустим их на те цели, которые остро стоят.
– Вы имеете в виду только госзакупки, или реструктуризация аппарата тоже туда входит?
– Реструктуризация аппарата даст экономию только в 2019 году. Мы сокращаем не только министерства – мы сокращаем ведомства, здания, машины, кабинеты и кучу всего. Это позволит нам сэкономить в 2019 году от 600 до 700 млн дополнительно. Но стоит задача экономии 2 млрд, и мы эту задачу выполним.
Допустим, мы собираем в одну структуру пресс-службу. Если сегодня в каждом профильном министерстве есть чуть ли не своя пресс-служба, то, собрав это все в одном месте, мы мало того что сокращаем расходы, но еще и увеличиваем прозрачность. Ведь экономия достигается не только сокращением, но и правильным распределением. Деньги не должны пропадать впустую. Мы должны четко понимать, куда мы потратили каждый заработанный рубль. Но на одной экономии не выедешь: необходимо увеличивать собственные доходы.
Об обманутых дольщиках
– Думаю, собственные доходы – это отдельная тема. Сегодня я бы хотел поговорить о том, что ближе к людям. Не раз поднималась больная тема – обманутые дольщики. Вы очень плотно занялись этой темой, встречаетесь с людьми, с застройщиками. На прошлой неделе было совещание по ситуации в Хабаровском районе. Я посмотрел тезисы в вашем профиле в Instagram– вы довольно резко высказывались, и возникло ощущение, что крайними опять окажутся застройщики. Вины с них, разумеется, никто не снимает, но как быть с чиновниками, которые подписывали разрешения на строительство в отсутствие канализации, источника питьевой воды, газопровода? Не окажется, что они опять белые и пушистые?
– Каждый получит по своим заслугам. Если бы вы посмотрели все заседание, то вы бы увидели, что я не только там ругаюсь, но и вместе с застройщиками, с правительством и чиновниками нахожу решение проблемы.
Первое заседание у нас проходило по Дальспецстрою и МУП «УКС» – мы там определили параметры, сроки, и сейчас в сроки укладываемся. Люди будут заселены, это все получится.
Сейчас мы разбирали так называемые городки – малоэтажное строительство. Там на самом деле хозяин один, один застройщик, а проблемы для всех одинаковые: отсутствие электричества, воды и канализации. Это говорит о том, что недобросовестный застройщик знал, что этого нет, техусловий не оформлял – делал временные, а чиновник, глава бывший, подписывал. Мы пошли двумя дорогами. Первая – мы все-таки найдем бывшего главу и спросим с нее, что, когда и зачем она подписывала. А с застройщика мы спросим немножко по-другому: если он делал временные техусловия, он же знал, что этого нет?
По одному городку мы уже нашли решение проблемы: мы сами за счет средств краевого бюджета построим канализацию, заселим людей, а уже с застройщиками и теми, кто подписывал, будем разбираться дальше. И так мы сделаем по всем трем городкам. Если застройщик не сможет самостоятельно подключить электричество, воду или канализацию, мы возьмем это на себя, но я предупредил застройщика, что потом буду не просто требовать возврата. Потом все пойдет в логике закона, и не надо никому обижаться.
– А не получится долгой истории о том, что это внебюджетные расходы?..
– Мы четко определили сроки. У меня вообще не бывает долгих историй. Все должно быть четко – встал застройщик и сказал: 20 декабря заселяется столько-то людей, 1 января – столько-то. Мы это записали, запротоколировали. Обязательно вернемся к этому вопросу еще раз до 20 декабря, посмотрим промежуточный результат, и 20 декабря придем на заселение. Если застройщик не выполнит обязательства, то реакция будет законная, но никому не понравится из тех, кто виновен в этой ситуации.
Люди получат свое жилье. Пока я руковожу краем, у нас больше не будет обманутых дольщиков.
https://www.gubernia.com