Историю любой территории создают люди, которые на ней проживают. Именно благодаря их опыту, умению, энергии и трудолюбию закладывается прочный фундамент, на основе которого потом строится будущее, которое, как известно, не отделить от прошлого. Традиционно ко Дню района мы делаем интервью с самыми достойными представителями района, чей вклад в нашу историю не вызывает вопросов. Андрей Куренщиков – личность, известная многим. Большая часть его трудовой биографии пришлась на работу в Ванинском порту, где он, пройдя все ступени от строительного мастера до технического директора, приобрёл известность и заслужил уважение земляков. Есть в его биографии ещё один интересный факт: 27 декабря, когда Ванинский район празднует годовщину своего образования, Андрей Константинович отмечает свой день рождения. В 2018 г. эту дату он ещё раз отметит на ставшей ему на долгие годы родной ванинской земле, после чего сменит место жительства на не менее родной Хабаровск, из которого переехал на побережье Татарского пролива 38 лет назад. Незадолго до всех вышеперечисленных событий мы встретились с ним, чтобы поговорить о разном.
- Как мне известно, Вы коренной хабаровчанин. Расскажите, когда и при каких обстоятельствах Ванино стало вашим вторым домом?
- Я приехал сюда в 1980 году после окончания института. Тогда Ванино показалось интересным местом, комфортным и удобным для жизни и работы, кроме того, супруга, с которой мы сыграли свадьбу перед окончанием учёбы, родом из этих мест.
- Что больше всего запомнилось тогда?
- Не считая того, что Ванино встретило нас в декабре проливным дождём, наиболее запоминающимся стало сильное наводнение 1981 года, которое я пережил на станции Хуту. Там я работал в составе участка СМП-284 треста “Дальтрансстрой”. В должности строительного мастера занимался возведением жилого городка для военизированной охраны моста. Помимо нас, там находилось подразделение внутренних войск под командованием капитана Анатолия Николаевича Иваненко. Не знаю почему, но я запомнил имя этого человека. Всех вместе нас было около 70 человек, не считая местных жителей. Тогда около десяти дней мы были отрезаны стихией от внешнего мира. Половину возведённых нами строений вода уничтожила.
- Кем были ваши родители?
- Родители – мама Софья Михайловна, отец Константин Борисович – встретились в Хабаровске. По специальности оба педагоги. Отец преподавал физику, мама – электротехнику. Практически всю жизнь проработали в Политехническом институте со дня его основания – сейчас это ТОГУ. Отчасти поэтому, когда пришлось определяться с вузом, решил поступать в железнодорожный институт – теперь ДВГУПС. Выбор сделал в пользу строительной специальности, о чем совершенно не жалею.
- Расскажите о вашей семье?
- Супруга Наталья Николаевна работает в ООО «Трансбункер-Ванино». Сын Олег живёт с семьёй в Хабаровске, работает в одном из подразделений компании «Трансбункер». Растут две маленькие внучки.
- Вы по сей день играете в футбол. Есть ещё один вид спорта, близкий вам, - шашки, в которых у Вас даже есть определённые достижения.
- Да, очень люблю мини-футбол. У нас в Ванино отличная команда ветеранов футбола, тех, кто посвящает свободное время игре миллионов. Это и здоровье, и азарт, и самое главное - общение. Такого коллектива мне будет очень не хватать. Звание кандидата в мастера спорта по русским шашкам я получил в начале 80-х. Лучшим спортивным достижением стало третье место в международном турнире, который проходил в американском Лас-Вегасе в 2002 году и был посвящён 55-й годовщине образования международной федерации шашек. Выполнил норму мастера международной федерации. Соревновались одновременно в английские, американские и международные шашки, что само по себе уникально, такого больше не встречал. Сейчас играю только для собственного удовольствия в Интернете, спортивные вершины не влекут. Больше хочется свои знания молодым ребятам передать, есть такие планы. Ведь любая игра — это модель жизни. Тут и борьба, и характер, и знания, и психология. Есть чему научить.
- Наряду с успешно сложившейся профессиональной карьерой не менее удачно складывалась политическая. Сколько раз за свою жизнь Вы входили во власть?
- Трижды. Два раза был депутатом в представительных органах, а в 90-х два года проработал в районной администрации.
В 1997 году, в период руководства районом Валентина Григорьевича Скрипова, в течение относительно недолгого времени занимал должность заместителя главы администрации Ванинского района. В зоне ответственности было управление муниципальным имуществом.
В нулевых избирался от Ванинского, Советско-Гаванского и Нанайского районов депутатом Законодательной Думы Хабаровского края. В 2007 и 2009 через Думу проходила процедура назначения губернатора сначала В. И. Ишаева, затем В. И. Шпорта. Напомню, что тогда прямых выборов губернаторов не было, руководители регионов назначались президентом, а утверждались региональным законодательным органом. Эта система выборов схожа с той, по которой у нас сегодня избирается глава района.
С сентября 2013-го по октябрь 2018-го был председателем Собрания депутатов Ванинского района.
- Почему не стали баллотироваться в районное Собрание депутатов на очередной срок?
- Рекордов нахождения во власти я не собирался ставить, да и в семье и жизни произошли изменения. Посчитал, что нужно быть поближе к семье.
- Более 12 лет Вы проработали техническим директором ОАО «Порт Ванино». Для Вас что это было за время?
- Жизнь моя была связана с портом с 1984 года, и, оглядываясь назад, теперь понимаю, что вся работа на этом предприятии и была в жизни самым главным. Запоминаются первые шаги, делать которые труднее всего, и тут важно, кто и как тебе в этом поможет. Мне повезло. Я начал работу практически сразу под непосредственным руководством Иосифа Натановича Сандлера. Это человек, который в отдельном представлении не нуждается, его заслуги перед портом и посёлком трудно переоценить. После объединения в 1986 году ремстройконторы и участка подсобных производств в порту образовалось строительное управление численностью около 200 человек. Начальником стал Александр Кащук, я - главным инженером. На момент назначения нам ещё не исполнилось и тридцати лет. И тогда именно Иосиф Натанович настоял перед начальником порта на нашем назначении, можно сказать, предоставил нам с Александром карт-бланш, дал старт. Мы были достаточно молодые люди, хотя уже успели поработать на инженерно-технических должностях, начиная от строительного мастера до начальника участка. Он учил нас, спрашивал за результат, бывало, что и влетало за какие-то «достижения». Но это была Школа. Школа с большой буквы. Очень важно, что в то время управленцы не приходили со стороны, а вырастали на производстве.
- По-Вашему, тогда социальные лифты работали эффективнее?
- Такого понятия в то время не существовало. Но даже лифт сам по себе вверх не движется, его нужно вести. Тогда этот «лифт» двигала преемственность поколений. Сначала старшие учили нас, потом мы старались подготовить смену, передать традиции и опыт. Вот и весь «лифт». Где-то такое происходит и сейчас, где-то идут другим путём… Пусть им тоже повезёт.
- Вы поддерживаете связь с А. М. Шенгелией. Что Вы можете сказать об этом руководителе?
- Да, конечно. Иногда созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками. Именно при нём, с его подачи я вступил в должность технического директора. Это было большое доверие. Надеюсь, что я его оправдал. За всё время совместной работы я чувствовал поддержку и понимание со стороны этого человека. Многие проекты в порту, в которых мне довелось участвовать как руководителю технических служб, всегда находились в центре его внимания, он всем интересовался в порту и заражал всех своим неравнодушием к делу. Он всегда говорил, что лучший специалист отличается от просто хорошего тем, что он любит свою работу. И показывал в этом пример.
Но я понимаю, что спросить Вы хотели не только про Аполлона Михайловича. Мне довелось работать и с Валерием Львовичем Быковым, начальником порта с 1976 по 1989 год, ставшим в 1996 году директором федеральной службы морского флота РФ. Не застал в работе, но много наслышан и даже был немного знаком с Петром Демьяновичем Сизоном, возглавлявшим порт с 1962 по 1976 год. Альфир Самсудинович Богудинов был генеральным директором до 2013 года, когда я уже возглавлял техническую службу предприятия. Все эти люди, каждый по-своему, вносили свою лепту в развитие порта, поддержку его авторитета в районе и в крае, укрепляли социальное значение предприятия, долгое время являвшегося одним из крупнейших в крае и входившего в десятку крупнейших портов СССР, преодолевали с коллективом все перипетии перестроечного и постперестроечного периода в стране. На порт равнялись, работать здесь считалось престижным и значимым, квалификация работников ценилась на любом предприятии района. А постоянно держать такой уровень ох как непросто, но портовики справлялись. И я горжусь своей причастностью к коллективу Ванинского ордена Трудового Красного Знамени и ордена Дружбы Социалистической Республики Вьетнам морского торгового порта.
Но как говорил Маяковский: «Единица – вздор, единица – ноль…». Конечно, ни один руководитель ничего не может без своего коллектива. Порт - это люди, это огромный живой организм. Вы знаете, я специально не стал называть кого-либо, кроме первых руководителей, чтобы ненароком никого не обидеть, не назвав. На это ушло бы очень много времени и места на газетной полосе. Хотя все они этого заслуживают. Всё, о чем я уже сказал, – это заслуга всех портовиков, результат их труда, созданных поколениями традиций. Многие из работавших в порту и по различным причинам его оставившие нашли себя на другом поприще, не потерялись в жизни. Заложенный за десятилетия фундамент оказался опорой для многих и многих людей.
- В одной из публикаций «Восхода» цитировался такой документ, как «План благоустройства п. Ванино на 1988 г.», утверждённый Решением Ванинского поселкового Совета народных депутатов. В нём народные избранники обязывали Ванинский порт разбить сквер на Приморском бульваре, 5. Органы местной власти могли отдавать вполне реальные распоряжения градообразующему предприятию, я правильно понимаю?
- Будем говорить, что не всё так просто и однозначно. Производственные вопросы решали руководители предприятий, для этого они и назначались. В то же время жилфонд посёлка, как и примыкающие территории, были в основном ведомственными. Значительное количество было и в порту. И на его содержание и внешний вид поселковая власть, безусловно, влияла. А на предприятиях для этого были силы и средства, в частности существовал ЖКО порта.
В то же время на решение общерайонных, общекраевых, региональных и даже международных проблем районной и краевой властью привлекались любые предприятия. Ванинцы совместно тушили пожар 1976 года, боролись с последствиями наводнения 1981 года, косили сено и строили дома в ЕАО, работали в Нефтегорске в 1995 году после страшного землетрясения, перерабатывали грузы во Вьетнаме. Были и более мелкие вопросы, которые всегда есть в районе, и они решались совместно.
Руководство района было таковым в полной мере, власти на местах было больше. Даже согласование назначения на должность руководителей, включая крупные предприятия, не происходило без руководителя района. Но кому много дано, с того много и спросится. И спрашивали очень серьёзно за всё, что происходило в районе, включая производственные показатели. А как же, ведь руководителей предприятий согласовали, значит, держите ответ. Идеальной системы управления, наверно, нет, но принцип единства прав и обязанностей соблюдался. Правила игры были понятны.
Два года назад я ездил в составе районной делегации в китайский город Фуюань, с которым Ванино пыталось установить побратимские связи. Окна нашей гостиницы выходили на строительную площадку будущего парка и стадиона. Как нам рассказали, государство выделило на это деньги. Местный партийный секретарь собрал всех руководителей города, которым было объявлено, что выделены средства, и поставлена задача освоить их в конкретные сроки. И все имеющиеся силы по его команде были привлечены к работе, без продолжительных конкурсов и длительных закупочных процедур. И работа шла. И всем нашлось дело по его квалификации. Вот как-то так.
- Вам напомнило это советскую систему управления?
- Да, но в несколько ином виде.
- Знаю, что сейчас Вы беспартийный. Неужели никогда не предлагали примкнуть к какой-нибудь политической силе?
- Был членом Коммунистической партии Советского Союза. Партбилет хранится у меня до сих пор. Приглашали, но я в таких случаях говорю, что два раза не крестятся.
- Не представляю вас пенсионером. Планируете ли на новом месте жительства продолжить трудовую деятельность?
- Есть мысли, пока не хочу их озвучивать, но дома сидеть точно не собираюсь. В планах продолжить трудовую деятельность.
- В 80-х Вы пытались представить, каким станет Ванино, например, в наше время?
- Нет, не пытался. Просто видел и чувствовал, что жизнь посёлка идёт в нужном направлении, всё строится, развивается, растёт. Задачи, которые ставились, сомнений не вызывали. Всё было направлено на освоение территории, улучшение жизни ванинцев. Было понимание, что нужно просто хорошо делать своё дело, тогда и будущее будет в порядке. А как именно оно будет выглядеть, это не так уж и важно.
- Вам приходилось бывать в разных портах мира, есть какое-нибудь место на земле, похожее на Ванинский порт?
- Вода везде солёная, а в остальном каждый портовый город, как и Ванино, уникален по-своему. Люди, живущие здесь, на краю земли сильные и волевые, они это доказывали не раз. Жить и работать с ними было интересно, и если ты сумел для них стать своим, то значит трудился не зря. В канун 45-летней годовщины хочу пожелать землякам доброго здоровья и никогда не унывать, ведь Ванинский район – это территория сильных людей.
Алексей МАРТЫНОВ.
Фото из личного архива А. К. Куренщикова.