Иногда молчаливое одобрение банальных истин может привести к печальному исходу. «Денег нет». Вроде бы знакомое каждому понятие, которому и не знаешь, что противопоставить. Ведь в быту, если нет наличных, не купишь хлеба, не сделаешь ремонт. Приходится выбирать: голодать или искать новую работу, дополнительный источник доходов, мобилизовать все ресурсы, наконец, что-то делать своими руками. Но в семье за исполнение своих обязанностей не платят зарплату… А людям, руководящим целым посёлком, селом?
Любой управленец постоянно сталкивается с дефицитом: денег, времени, идей. Если он принимает ту или иную отговорку, то подобная позиция приводит к отмене определённых обязательств: содержать, улучшать, помогать, предотвращать. Зачем изыскивать возможности, когда достаточно сказать: «Денег нет»?
Этим вступлением хочется предварить обращение от жильцов дома по ул. Школьной, 20 с. Уська-Орочская. Сельчане пишут: «14 ноября в нашем доме случился пожар, в результате которого выгорели две квартиры и был нанесён ущерб крыше. На заседании КЧС, прошедшем 19 ноября в администрации района, рассматривался вопрос выделения Уська-Орочскому сельскому поселению из резерва материальных ресурсов администрации Ванинского района строительных материалов для ликвидации последствий ЧС: десять листов ДВП и утеплитель. В итоговом решении комиссии главу администрации Н. И. Пуртова обязали организовать и провести соответствующие работы.
Прошло четыре месяца, но никаких подвижек по устранению последствий пожара нет. Мы неоднократно подходили к главе села и на все вопросы слышали один ответ: «В бюджете поселения нет денег». По причине бездействия должностных лиц жители дома подвергаются опасности из-за высокой вероятности повторения возгорания. Мы опасаемся, что пожар может возникнуть в любую минуту, поскольку двери и окна пострадавших и ныне заброшенных квартир не заколочены, доступ в них открыт для посторонних. Кровельные работы не начинались. Через дыру в крыше просачивается влага и воздействует на электропроводку, что чревато замыканием и новым пожаром. Часть работ жители дома готовы выполнить самостоятельно – заколотить двери и окна, однако руководство поселения отказывается предоставить строительные материалы, предназначенные для этой цели.
В качестве альтернативного варианта решения проблемы людям предложил переселяться в пустующие дома, в Уська-Орочской их немало. Но для нас это неприемлемо. Жильцы дома – преимущественно пенсионеры, и у них нет денежных средств, чтобы осилить расходы, связанные с переездом и ремонтом неблагоустроенных домов. В свои квартиры для создания комфорта мы делали большие материальные вложения: подводили водопровод, меняли электрику, благоустраивали, ремонтировали, под окнами разбили огороды, которые нас кормят. Поэтому уезжать отсюда мы не хотим.
Просим разобраться в сложившейся ситуации и принять безотлагательные меры. С наступлением весны пойдут дожди, крыша потечет и задымит проводка. Ждать больше нечего, в очередном пожаре могут погибнуть люди. Требуем немедленно провести необходимые работы. Часть материалов и свои силы жители дома готовы предоставить для противопожарного укрепления жилого строения, но наши предложения руководство посёлка не слышит».
Можно назвать множество разных причин, из-за которых муниципальные образования и избранные населением должностные лица функционируют неэффективно. Николай Игоревич Пуртов часто подчеркивает: с. Уська-Орочская, где не осталось ни одного градообразующего предприятия, находится в зоне экономической неполноценности и, соответственно, имеет скудный бюджет. В населённый пункт не хотят заходить управляющие компании, денег вечно не хватает, чтобы провести даже самые насущные мероприятия. Что может глава, если у него нет денег? Сказать «ничего», было бы несправедливо. Когда-то руководитель поселения «запрягал» личный транспорт, сам садился за руль и расчищал от снега дороги. Но, кроме дорог, есть ещё уличное освещение, уборка несанкционированных свалок, срочные ремонты и прочие «полуживые» вопросы местного значения. В условиях тотальной дотационности в депрессивных сёлах могут ли местные власти быть самостоятельными и эффективными, а люди, саморганизовавшись, под свою ответственность решать насущные проблемы? Возможно, если бы к людям прислушивались и своевременно конфликт не вышел за границы села. Просили же местные жители: «Дайте несколько листов ДВП, поступивших из района, а молоток и гвозди найдём сами, все организуем и заколотим окна выгоревших квартир». Чего здесь больше: пассивности, нежелания решать насущные проблемы, усталости? Как бы то ни было, но что-то явно идёт не так, раз главный на селе человек, облечённый властными полномочиями, оставил просьбу без внимания.
- Руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, - сказал, комментируя сложившуюся ситуацию, глава Ванинского района Александр Наумов. - Организация ремонта находится в полномочиях поселения. Глава села - избранное должностное лицо, и местные жители вправе потребовать от него выполнения своих обязательств. Потребовать более активно, не полагая по душевной простоте, что достаточно одних устных обращений. Любая просьба, жалоба – только на бумаге, в официальном заявлении.
Что касается переселения, то я считаю, что предложение от главы села исходило здравое. Для желающих мы готовы оказать помощь в переселении. В то же время нельзя игнорировать интересы людей, оставшихся на прежнем месте. В администрации Ванинского района сейчас рассматривается вопрос о принятии мер понуждения главы с. Уська-Орочская к исполнению своих полномочий. «Нет денег» - это не повод сидеть сложа руки и ждать. Надо искать выход из положения, «включить» инициативу, организовать людей, подтянуть все ресурсы. Администрация района, конечно, не бросит жителей, попавших в трудное положение, на произвол судьбы. Действительность такова, что многие вопросы решить можно только сообща. Там, где бессилен один человек, коллектив может сдвинуть горы. Конфронтация и разобщенность – позиция тупиковая. Будем сотрудничать и совместно добиваться поставленных целей.
P.S. Когда готовился этот материал, стало известно, что история недопонимания главы села обитателей ул. Школьной получила продолжение. Новый виток напряжённости вызвало решение местных властей подселить к жителям пострадавшего дома гражданина, которого сельчане обвиняют в асоциальном образе жизни и «склонности к созданию пожароопасных ситуаций». «Вы решили уничтожить наш дом, чтобы его не ремонтировать?» - негодовали на недавно прошедшем сходе жители. Заявления резкие, возможно, обидные, но люди не понимают, зачем в очередной раз их нервировать? «Мы без этого беспокойного «фактора» жили, как на пороховой бочке, а теперь хоть беги! Как не возмущаться, когда все знают, сколько в посёлке пустующих квартир. Неужели нельзя гражданина, неработающего и злоупотребляющего, поселить где-то изолированно, чтобы ему никто не мешал, и он не создавал окружающим поводов для опасений?».
Н. ШУБИНА.