Официальный сайт муниципального автономного учреждения «Издательский дом «Восход-Ванино»
По вопросам размещения рекламы - 8 (42137) 7-68-88

МОСТ НА САХАЛИН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. НАСКОЛЬКО ЦЕЛЕСООБРАЗНО ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВО СЕЙЧАС?

Транспортный переход на Сахалин позволит наладить круглогодичное сообщение с островом вне зависимости от погодных условий, а также позволит дешево возить грузы. Однако тоннель или мост пытаются построить уже почти 100 лет, но до сих пор это лишь проекты. Мы расскажем, действительно ли мост настолько нужен в настоящее время.

100 лет попыток построить переход

Остров Сахалин – самый крупный в России, а Сахалинская область находится на 37 месте в России по площади среди всех субъектов федерации. Там живет почти полмиллиона человек, но до сих пор с регионом нет сухопутного сообщения – попасть туда можно на пароме или по воздуху. Правда, еще больший по площади регион – Камчатский край – тоже по факту отрезан от остальной части материка.

О том, что Сахалин – остров, стало известно в середине позапрошлого века, а первые инженерные изыскания по вопросу строительства сухопутного перехода датируются 1920-ми годами. Отсутствие перехода между материком и островом, вероятно, расстраивает его жителей – ведь расстояние в самом узком месте пролива Невельского составляет всего 7-8 километров. Идеи были разные – сделать насыпь (и тем самым перекрыть путь холодным водам на Дальний Восток), построить мост или прорыть тоннель.

В начале 1950-х был выбран вариант тоннеля, построить его должны были до 1955 года. Однако планам помешала смерть Сталина, после чего последовала массовая амнистия заключенных и строить тоннель стало некому. Результатом той работы стало прокладка участка железной дороги и некоторые подготовительные работы для будущего тоннеля.

Впоследствии, в 1964 году было принято решение о строительстве паромной переправы Ванино-Холмск длиной 260 километров из порта Ванино (Хабаровский край) в порт Холмск (Сахалинская область). Паромная переправа доступна и для железнодорожного транспорта, и для грузовых автомобилей, и для обычных пассажиров. Ходит паром по непостоянному расписанию, подстраиваясь под транспортные потоки (но обычно выходит из каждого порта не реже 2 раз в сутки).

Учитывая все недостатки паромной переправы (зимой нужен ледокол, в шторм рейсы отменяются), а также тот факт, что для организации транспортного сообщения недостаточно и сил авиации, с 1990-х годов снова идут дискуссии о новом строительстве. Сначала основные споры касались того, строить тоннель или мост – но в итоге с 2001 года рассматривается лишь вариант с мостом.

Первые попытки вернуться к идее строительства перехода на Сахалин связаны с Федеральной целевой программой по транспорту на 2002-2010 годы, тогда уже планировалось построить железнодорожную линию на остров для освоения грузопотока в 5-7 миллионов тонн каждый год. Однако в 2006 эту часть исключили из программы.

Следующие попытки начать проектирование относятся к 2008 году, тогда строительство железнодорожной линии между станциями Селихино и Ныш включили в Стратегию по железнодорожному транспорту до 2030 года, построить переход планировалось до 2025 года.

В 2013 году этот проект уже стал окончательным, но помешал кризис. В итоге начало проектирования запланировали на 2018 год, а начать строительство обещают уже с 2021 года.

В конце 2019 года стало известно, что проект включен в стратегию развития РЖД на 2020-2022 годы, а стоимость моста вместе со строительством глубоководного порта оценили в 433 миллиарда рублей.

Что в итоге могут построить

Стоимость строительства моста и прилегающей к нему инфраструктуры уже сейчас оценили в 540,3 миллиарда рублей – это вдвое больше, чем потратили на строительство моста в Крым (а в пересчете на километры моста стоимость оказывается в 3,5 раза больше). Однако стоит учитывать, что сам мостовой переход – лишь небольшая часть всего проекта, который включает также:

  • строительство железной дороги от станции Селихин (находится между Комсомольском-на-Амуре и Ванино) к проливу Невельского;
  • строительство железной дороги от пролива до станции Ныш на Сахалине;
  • строительство глубоководного угольного порта на Сахалине, без которого строительство моста теряет смысл для РЖД. Строить его, как предполагается, должны в районе залива Делангля, на это уйдет около 100 миллиардов рублей.

Также в качестве дополнительных расходов указывались инвестиции РЖД в железнодорожную инфраструктуру острова в размере 92,1 миллиардов рублей – правда, сейчас уже завершена перешивка путей на общероссийский стандарт 1520 мм (до этого на острове сохранялись нестандартные пути 1067 мм – наследие времен японского правления).

Сам по себе мост будет исключительно железнодорожным (иначе пришлось бы строить автодорожные подходы, что очень дорого), причем однопутным. По предварительной информации, строительство может занять до 10 лет, даже если строить мост с двух сторон сразу. Помимо основного строительства придется пригнать к проливу порядка 100 единиц спецтехники, оборудовать дамбы, причалы, склады, дороги, административно-бытовые здания и многое другое.

Что касается стоимости, то хоть она и в разы выше моста в Крым, строительство перехода на Сахалин потребует потратить куда больше на сопутствующую инфраструктуру, а само строительство гораздо сложнее из-за тяжелых климатических условий.

Так что на данный момент все упирается в экономическую целесообразность строительства.

Насколько целесообразно строительство

На Сахалине живет менее 500 тысяч человек, поэтому пассажиропоток на остров и с него вряд ли будет значительным. Для такого сложного проекта важна именно экономическая окупаемость, но с ней пока все не очень хорошо: РЖД сможет купить расходы ориентировочно за 20 лет, если через него будут возить 46,9 миллионов тонн груза в год. Однако в существующих условиях Сахалин может обеспечить лишь поток в 8,5 миллионов тонн грузов в год – тогда он не окупится никогда.

Именно с этим связано желание РЖД увязать строительство моста и глубоководного угольного терминала – тогда этот терминал станет еще одним вывозным маршрутом на Дальнем Востоке, когда другие направления исчерпают свои возможности. Однако, как оказалось, инвесторов для строительства терминала не нашлось, поэтому планы по мосту могут быть серьезно скорректированы.

Строительство порта могло бы привлечь дополнительно 23,4 миллиона тонн грузов со стороны Восточного полигона, 10 миллионов тонн угля из Монголии и Китая, а также до 5 миллионов тонн грузов в контейнерах. Однако в угольной отрасли серьезно сомневаются в таких расчетах – по данным источников, в России просто нет крупных месторождений, которые не были бы уже привязаны к портам отправки. На самом Сахалине могут добывать до 15 миллионов тонн угля – но это перспектива отдаленная.

В РЖД пока не планируют оплачивать строительство порта за собственный счет, поэтому вопрос пока еще завис в воздухе.

Однако нужно учитывать и другие факторы – то, что проект строительства моста можно рассматривать как социально значимый с точки зрения жителей Сахалина. Как говорит доктор экономических наук Александр Цыганов, мост сделает более привлекательным туризм на Сахалине, а также даст перспективы транспортному сообщению с Японией:

- Экономическую целесообразность моста на Сахалин просчитать сложно, если вообще сейчас это возможно. Как причина строительства вполне может рассматриваться не только экономика, но и политика. Но если рассмотреть возможности, которые может создать мост, то окажется, что их довольно много. Мост на Сахалин облегчает транспортировку и защиту полезных ископаемых, которые есть на острове и его шельфе, даст импульс развитию туризма для жителей Дальнего Востока и Китая (на Сахалине много уникальных и просто красивых природных мест, леса, морские пляжи и бухты, горы, на которых есть горнолыжные спуски, грязевые вулканы, есть серьезный потенциал для гастрономического и этнического туризма). Мост создаст гарантированную возможность добраться на материк для жителей острова несмотря на погодные условия. Есть и более дальняя перспектива по строительству туннеля на японский Хоккайдо, что создаст транспортный коридор для безостановочного железнодорожного движения из Японии в Европу. Дополнительно модернизация дальневосточных и сибирских автодорог может создать и автомобильный коридор Япония – Евросоюз. Такой вариант потребует значительно больших затрат, но может составить реальную конкуренцию морским перевозкам и так добиться окупаемости.

Соединение островов с материком мостами всегда дает импульс развитию и повышает качество жизни островитян. Это показывают как российские, так зарубежные примеры. Например, жизнь и отдых на германском острове Рюген, известном в нашей стране как сказочный Руян, стали значительно привлекательнее после строительства автомобильного моста в 2007 году, а курортную недвижимость стали покупать жители Берлина. Но нужно учесть, что должно быть население, готовое воспользоваться новой инфраструктурой, а к новому мосту нужно подготовить центры притяжения с обеих сторон.

Целесообразность моста нужно оценивать не с точки зрения быстрой окупаемости, а технической и экономической возможности реализовать проект в настоящее время и оценки перспектив развития российского Дальнего Востока. С учетом потенциала региона, уже реализуемых программ дальневосточного гектара и льготной ипотеки вполне могут создаться условия для успешного социально-экономического развития Сахалина и Приморского края, повышения их привлекательности как места жительства, мост явно поможет этому.

Информационно-аналитическое финансовое издание "Банки Сегодня".


Популярные новости
Решаем вместе
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения