Официальный сайт муниципального автономного учреждения «Информационное агентство «Восход-Ванино»
По вопросам размещения рекламы - 8 (42137) 7-68-88

РОЖДЕНИЕ ЧУДА

РОЖДЕНИЕ ЧУДА

Как известно, "обыкновенных детей приносят аисты, а любознательные рождаются сами". Это, конечно, шутка, а правда состоит в том, что, невзирая на само-рождение, на вполне законный и самостоятельный "выход в свет", помощь в этом трудном движении к огромному миру новорождённому оказывает профессиональный "проводник", сопроводитель в белоснежном одеянии. А первое тепло, которое чувствует маленький человек, преодолев границы тёмноты, исходит от рук, что принимают его в самом начале жизненного пути, - прекрасных рук акушера. Абсолютное большинство из нас, так или иначе, прошло через эти милосердные объятия, и никто не запомнил их, хотя они заслуживают самой долгой памяти в качестве исконного ощущения.

Если бы детей находили в капусте, многие вещи значительно упростились бы, но акушерам в этой несложной действительности не было бы места. И так ли хорош был бы мир без них, ведь всё самое значимое и стоящее в нём непременно рождается в муках и в первую очередь - человеческое существо!

Так уж повелось, что для лучшего результата нужно хорошенько потрудиться и "если долго мучиться - что-нибудь получится!". Акушеры, а до них многие столетия - повитухи, не просто присутствуют, а деятельно участвуют в том, что до сих пор считается главным чудом природы, и в этом источник их неиссякаемого оптимизма и веры в будущее. Именно с такими чувствами живёт на земле акушер роддома Ванинской ЦРБ Галина Васильевна Терехова, вот уже пятьдесят лет помогающая появляться на свет жителям нашего побережья. Тысячи младенцев могли бы назвать её крестной феей "нашего начала", правда, вместо сверкающей палочки ванинская "волшебница" продолжает использовать ловкие пальцы, наметанный взгляд, ну и кое-какой реквизит медицины. Главное же средство в её арсенале - долгий плодотворный опыт.

ПОД СТУК МАМИНОЙ МАШИНКИ

Маленькую Галю привезли на суровые берега Татарского пролива родители. Отец-фронтовик, преданный член партии, выполняя приказ свыше, оставил гостеприимную Кубань и недостроенный дом в уютном городке Кропоткине и с женой и дочками уехал на Дальний Восток "поднимать хозяйство". Так семья оказалась в Советской Гавани. Гале исполнилось тогда всего два года, и её судьба в дальнейшем была связана с двумя соседними районами. Жизнь "кисельными берегами" не баловала: когда ей было девять, а сестрам, соответственно, одиннадцать и пять, скоропостижно умер кормилец, а мама оказалась фактически "прикована" к швейной машине - чтобы прокормить детей, помимо основной работы, трудилась по ночам, обшивая заказчиков. "Труд дешёвый: одно платье - три рубля, - вспоминает Галина Васильевна. - Мы засыпали и просыпались под стук маминой машинки. Она тянула нас, как могла. О получении высшего образования даже разговора не было. Старшая сестра стала медсестрой, младшая окончила педагогическое училище, я же после окончания школы решила поступать в Комсомольское-на-Амуре медучилище на зубоврачебное отделение". Правда, когда новоявленная выпускница прибыла в приёмную комиссию, выяснилось, что желаемого набора в этом году нет (новая группа набиралась только после выпуска предыдущей раз в четыре года).

- Мне секретарь приёмной комиссии говорит - идите на акушерство. Такая интересная работа, вы себе не представляете! Я не представляла, но, вспоминая эту женщину сегодня, говорю ей огромное спасибо! Потому что когда я окунулась во всё это, уже не смогла изменить сфере родовспоможения. В первый год я девчонкой пошла на практику в роддом, увидела, как малыши появляются на свет, и сама начала "рожать" ночами во всех подробностях, прорабатывая во сне то, что видела в будни. Неописуемое состояние…

5 марта 1970 года молодого специалиста выпустили из училища с направлением в Советско-Гаванский район. В городской больнице акушеры были нужны, но только… на сестринскую ставку. Галина отправилась в соседнее Ванино.

"РУКИ ТРЯСЛИСЬ, КАК У ЗАЙЦА ХВОСТ"

Главный врач больницы Филатов встретил её с распростёртыми объятиями: "Вас нам и нужно! Сразу поставим акушеркой, вот только сдадим роддом!". Как раз достраивалось каменное здание на "втором районе", а основная больница в то время располагалась в виде двух бараков возле зоны. Неприхотливое помещение не обещало удобств. Несколько лет Галина работала сначала в больнице, потом в поликлинике на "финском" (в том числе старшей медсестрой) и, наконец, в 1973 году её мечта трудиться в родильном отделении осуществилась. На чистеньких полах нового роддома лежали дорожки, а по ним величаво ступали будущие мадонны. Непаханое поле работы! Детей рождалось очень много. Именно тогда Галина Васильевна получила "боевое крещение" не в качестве практиканта, а уже вполне ответственного профессионала. Самые первые роды запомнились навсегда: три роженицы, одна из которых в итоге разрешилась двойней.

- Надо было меня видеть в те часы! У меня руки тряслись, как у зайца хвост. Хорошо, рядом была опытная нянечка, которая подбадривала: "Правильно, не торопись, молодец". Проверенный персонал со стажем - это опора акушера. Верная гвардия роддома. В любой момент, только посмотри, - они знают, что делать, без слов. Очень важно иметь надёжную бригаду.

УРОЖАЙНЫЙ 1979-й

Галина Васильевна счёт принятым детям не ведёт, но точно помнит, что самое большое число новорождённых было в 1979 году. Тогда, к 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила наступивший год Международным годом детей. "Мы в роддоме каждому сотому новорождённому выдавали медаль и последнюю - тысячному младенцу - не отдали, потому что счёт остановился на девятистах с чем-то. А нынче, дай бог, чтобы дотянули до трёхсот… У меня тогда была ночь - восемь родов, представить себе трудно. Три женщины одномоментно в родзале, а к их услугам - я и няня. Медсестры не было. Врача если из дома вызывать - только на патологию (это не как в городских роддомах - доктора постоянно дежурят ночью). Да ещё и писанины море. Когда с дежурства уходила - меня качало, но какая я была счастливая! Удовлетворение, конечно, было сильное. Сейчас если трое родов - это уже из ряда вон, считается много…".

"МЫ ВСЕГДА РОЖАЕМ ВМЕСТЕ С ЖЕНЩИНОЙ…"

"Акушерки ведь как говорят: я пошла рожать… Мы всегда рожаем вместе с женщиной, всё переживаем вместе с ними. Ты словно сродняешься с пациенткой и об руку с ней проходишь трудный путь. Я и молодых девчонок наших всегда учу: работайте по принципу - сначала вы оказываете помощь своей маме, затем - сестре, а затем - дочери. Как вы позаботитесь о маме, если ей больно? Посторонних и чужих для нас нет. Женщине надо объяснить, когда надо - просто погладить, общаться с ней, потому что ей страшно и некомфортно. Из родзала выходишь вся мокрая - с макушки до пят, это адреналин, когда ты не знаешь, как поведёт себя организм, что роженица выдаст, не затянется ли петля на шее новорожденного? С одной стороны - процесс стандартный, с другой - всегда возможны "сюрпризы". Это тяжёлая работа, но при этом - благодарная, потому что сразу видишь её результат". Случалось акушерам и кровь сдавать, как говорится, "не отходя от кассы", отсюда у Г. Тереховой и звание "Почётного донора России".

Вообще, приходилось справляться с самыми нестандартными ситуациями, ведь, когда ребёнку невмоготу, засиживаться он не будет… "Прибегает ночью в отделение мужчина, тарабанит в дверь роддома. "У меня дочь рожает!". Ну, мы хватаем перчатки, бикс и бегом. А они с дома на Матросова решили пешочком дойти - близко же! И напротив больницы порта прямо на асфальте под звёздным небом свершилось чудо рождения! Первые роды, стремительные. Ребёнок орет, пуповина болтается! И никакой инфекции не подхватил! Довели до больницы, обмыли - и всё в порядке". Десятилетия тяжёлой работы наполнены приятными воспоминаниями. "Помню, как девочка родила ночью сына-богатыря - 5 кг! Её муж утром, не помня себя от радости, с громкими криками счастья помчался к Первой линии, извещая всех о победе… Потом скупил все розы, и они у нас долго в ведре стояли". Эти моменты ликования, светящиеся любовью глаза надолго остаются в памяти…

В КЕНАДУ ЗА ГРУЗДЯМИ, В ОРОЧИ НА КОНЦЕРТ

Коллектив в роддоме, по признанию Галины Васильевны, "был шикарный". Она с уважением вспоминает своих учителей: акушерок Любовь Андреевну Татарко, Зинаиду Григорьевну Ватолину, Антонину Евгеньевну Булочкину. "Когда я пришла, им было по сорок лет, и мне они казались такими динозаврами! Такими асами! При Ольге Федотовне Бевзо каждый месяц проходили акушерские занятия. Сейчас про это забыли. Хотя именно сегодня приходит молодёжь, не принявшая ни одних родов на практике (а я в своё время практиканткой приняла 25 за два месяца!). Мы жили очень дружно и весело в те времена. Откуда бралось время?! Ездили коллективом на рыбалку на День медика в Датту, на Дюанку, иногда с ночёвкой! Мотались лет семь регулярно в Кенаду за груздями (со станции утречком доходили до перевала, собирали полные корзины и вечерним поездом возвращались в Ванино). Собирались на дачах, соревнования устраивали, была баня, шашлыки… Ходили в бассейн - хотя плавать так и не научилась, лет десять в хоре третьим голосом рычала, даже в Орочи ездили на гастроли… А сейчас старики ушли, кто-то уехал, а кто-то и совсем, а молодёжь не закрепляется. Работают пенсионеры, нас заменить, судя по всему, никто не может".

"У МЕНЯ ВЕЗДЕ ВСЁ БЫЛО ХОРОШО"

В самом начале нашего разговора моя собеседница призналась, что в жизни ей в целом повезло (хотя, как говорится, везёт тому, кто сам себя везёт). За годы плодотворного труда успела Галина Васильевна и замуж выйти, и двух дочек - Юлю и Люду - вырастить. С будущим мужем Михаилом познакомилась в походе ещё студенткой. У живописного мыса Мапаца располагалась воинская часть. С одним из ракетчиков - солдатиком со срочной родом из Тамбова - познакомились, а в год окончания училища создали крепкий союз. Так и получилось, что 2020 год для Галины Тереховой - со всех сторон юбилейный: собственное 70-летие, золотая свадьба, 50 лет с начала работы. Ещё совсем недавно, в декабре 2018 года, она решила, что потрудилась достаточно, и ушла на "заслуженный отдых". "Это был тихий ужас, - признаётся Галина Васильевна. - Я не знала, куда себя деть, слонялась по квартире и заглядывала в окна. Благо внуки-хоккеисты Арсений и Платон требовали внимания и заботы, да летом ещё дача спасала. Промучилась месяцев семь, а через сутки после звонка заведующего отделением с предложением вернуться вышла в ночь на дежурство. И словно всё встало на свои места". И вновь оно, родное и привычное - первый детский крик, слёзы радости, гора, упавшая с плеч… "Мальчик, девочка, какая разница? Главное - выжил. В роддоме все стоят слишком близко к чуду (…), там каждый раз возникает новый мир".

О. КАРЕЛИНА.


Популярные новости
Решаем вместе
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения