В начале августа свой профессиональный праздник отмечают строители — люди, создавшие всё, что мы видим вокруг, за исключением самой матери-природы: дома, в которых мы живём, мосты, по которым ходим, стадионы, на которых мы укрепляем своё здоровье, больницы, в которых лечимся, школы, в которые приходим за знаниями… Вся общественная и промышленная инфраструктура — от железных дорог до портов, от горных метеостанций до метро, от космических ракет до арктических баз — сотворена умами и руками этих специалистов. Они меняют ландшафты, превращая безжизненные пустоши в города, они вторгаются в нетронутую тишь с планами и проектами, преобразуя землю под общественные нужды, для выживания, укрепления, преуспевания человеческого рода. Мы можем радоваться той или иной строительной метаморфозе, мы можем негодовать и не соглашаться, но абсолютно верно утверждение о том, что этими людьми — проектировщиками и инженерами-строителями — движет стремление к прогрессу.
Для исполнительного директора АО «ВТУ» Владимира Шеянова поступление в 1971 году на факультет «Промышленное и гражданское строительство» Мордовского государственного университета в городе Саранске было осознанным выбором. Уже тогда, совсем молодым человеком, он сознавал все преимущества данного решения и не желал для себя сугубо кабинетной работы «с бумажками». В канун праздника мы попросили его ответить на вопросы «Восхода».
— Владимир Михайлович, почему именно строительный факультет?
— Синоним слова «строитель» – созидатель, неотъемлемой частью этой профессии является элемент творчества и новизны. Каждый новый объект – это новая территория, новые решения, новые условия – географические, климатические, это вызов, это всегда интересно. Мне по сути своей было бы скучно совершать изо дня в день, допустим, монотонные операции на конвейере. Я понимал это ещё юношей в школе и потому выбрал живую, на мой взгляд, профессию. Окончив университет в 1976 году, остался работать в Саранске. Достаточно быстро продвигался по служебной лестнице: в 25 лет я был главным инженером домостроительного комбината, в 28 — первым заместителем управляющего республиканским трестом 1 категории. Строили жилфонд и много других объектов в столице республики и по всей Мордовии.
— Вы причастны к строительству портовых сооружений в г. Сочи перед Олимпийскими играми-2014. Как Вы оказались на берегу Черного моря?
— В 1983 году я переехал жить в г. Сочи, работал генеральным директором крупного объединения, несколько лет был первым заместителем главы города, отвечал, в том числе, за строительство разного рода объектов. В 2007 году Сочи получил право проведения Олимпийских игр, возникла необходимость возведения большого количества спортивной и транспортной инфраструктуры. Для обеспечения стройки материалами необходимо было увеличивать транспортные возможности города. Было принято решение о строительстве порта в г. Сочи. Я получил предложение организовать данное строительство. Наша организация — ООО «Порт Сочи Имеретинский» — в 2012 году успешно завершила эту работу и запустила объект в эксплуатацию. Порт в период подготовки к зимним Играм-2014 принял более 4,7 млн тонн грузов, вследствие чего спортивная и прочая инфраструктура была возведена в срок и с надлежащим качеством. Предполагалось, что в будущем он будет эксплуатироваться в качестве яхтенного клуба, что и осуществилось по окончании зимней Олимпиады. Конечно, это был чрезвычайно продуктивный и интересный период моей жизни, исполненный высокой ответственности и нетривиальных решений, тем более что в Сочи работать отнюдь не просто и легко, как кажется непосвящённым. Там много своих объективных сложностей – климатических, рельефных и т. д.
— После окончания строительства порта в Сочи Вас пригласили строить порт в Ванинском районе, совсем в иных условиях, на противоположном конце России. Чем Вы руководствовались, соглашаясь на это предложение, каков был Ваш стимул?
— Действительно, сразу, как только мы завершили «олимпийские» дела, меня и специалистов нашей команды пригласили на строительство порта в бухту Мучке. И мы – тот самый костяк, с десяток человек – приехали в 2013 году в Хабаровск и начали проектировать порт, набирать людей со всей страны. Построив жильё, переехали в Ванино. Здесь усилиями коллектива специалистов, в том числе и жителей Ванинского района, построили (фактически заканчиваем) и этот порт. На сегодняшний день отгружено два судна, пока в режиме пусконаладочных работ. Уже набрано множество сотрудников для последующей полноценной эксплуатации. Я являюсь исполнительным директором, а с генеральным директором – Юрием Руфовичем Тямушкиным мы вместе работали и в Сочи (он руководил строительством от московской управляющей компании), так что у нас уже сложившаяся группа профессионалов, решающих серьёзные задачи. Что касается стимула, то дело не только в профессиональном рвении или материальном вознаграждении, можно, ставя эти вещи во главу угла, найти работу на западе страны, ближе к привычной цивилизации. Для меня стимулом, наверное, являлась некая романтическая жилка. Я увидел уголок своей страны, где раньше не бывал, столкнулся с трудностями, которые раньше не приходилось принимать во внимание. Я знал, что мне здесь должно понравиться, и не ошибся. Здесь интересные люди с ярким менталитетом, красивая самобытная природа, отличная рыбалка и охота. Вот уже семь лет дома в Сочи я бываю лишь раз в году в отпуске и не испытываю каких-либо неудобств. Человек не должен, по-моему, стремиться исключительно в зону комфорта, искать, где полегче. Надо быть там, где интересно, где сложнее цели и труднее их достижение, где больше места для творчества, а в дальнейшем — удовлетворения от собственной победы. Мне кажется, человек становится счастливее, когда может в обыденности жизни найти что-то новое, что-то придумать, улучшить, воплотить нерядовое... Профессия строителя даёт много возможностей для подобных находок. Когда ты выходишь в пустое поле и созерцаешь простор, а через несколько лет с этой же самой точки перед тобой предстает кипящий жизнью и деятельностью оазис, ты понимаешь, что это часть твоего труда, твоей души, вклада твоих друзей и единомышленников, и это сплачивает, это даёт особый вкус жизни, существованию. Построенное тобой может существовать много лет, это то, что останется после тебя.
— Владимир Михайлович, есть ли у Вас мечта построить что-то особенное, какой-то объект, который ещё не доводилось возводить? Мост, башню, базу на Луне?
— Я построил множество объектов за свою жизнь для функционального развития городской среды – жильё, путепроводы, берегоукрепительные сооружения и т. д. Последние десять лет отданы портам, а строительство порта, знаете, ли, одно из самых сложных, так как надо учитывать воздействие серьёзных внешних природных факторов — воды, льда, ветра и др., удалённость от коммуникаций. Отвечая Вам, скажу, что вопрос не в значимости объекта, а в сложности его возведения. Интересно было бы построить объект ещё сложнее, чем построены, ибо это захватывает, мобилизует способности, объединяет группу людей с общей целью. Чем сложнее задача, тем она занимательнее.
— Недавно на канале РБС («Россия: было-стало») посмотрела видеоролик о преображении Саранска к чемпионату мира по футболу. Следите ли Вы за судьбой своей малой родины?
— Да, я время от времени бываю в Саранске, там остались друзья (хотя, конечно, время уносит друзей и близких), там могила моего отца. Саранск очень сильно изменился, приятно видеть его таким. И это тоже результат труда строителей. С каждым приездом я всё менее узнаю привычные места, иногда даже не понимаю, по какой улице иду… Сочи это, кстати, тоже касается.
— Ваша профессия — дело Вашей жизни, а что остаётся для души?
— Человек счастлив, когда он живёт насыщенной жизнью, не зацикливаясь на чём-то одном. Нам нужно больше точек опоры – будь то профессия, семья, культурные ценности, друзья, увлечения, должен быть баланс интересов, чтобы всегда было на что внутренне опереться. Это очень важно. Например, ещё в студенчестве, посещая Москву, я не пропускал спектакли в Театре на Таганке, видел в разных ролях Владимира Высоцкого, других прекрасных актёров. Много поэтов, писателей, артистов я знаю и очень серьёзно отношусь к их творчеству. Я не имею в виду нынешнюю суетную культуру, а настоящее искусство, которое будит, заставляет духовно расти, тянуться ввысь. Разносторонность нас обогащает. Прочитал пару страниц перед сном, послушал музыку и уже наполнился мыслями, идеями и ощущениями. Наша компания приняла участие в строительстве храма в Ванино, я вложил в это личное отношение, так как считаю важной поддержку православного наследия нашей страны.
— Идеальная пенсия – это, по-Вашему, активная работа или безмятежность и спокойствие на увитой плющом веранде, с дымящейся трубкой в руках?
— Полное спокойствие и трубка мира? Ну, курить я бросил давно и скорее предпочту бокал сухого вина и живописный вид на море... Это, безусловно, заманчиво. Но пока есть силы и здоровье, пока будут востребованы мои знания и способности, я буду работать.
— Вы уже много хорошего сказали о своей профессии. Если бы Вам пришлось выступать перед молодыми, у которых вся жизнь впереди и выбор дальнейшего пути совсем не очевиден, каким был бы Ваш решающий аргумент в пользу строительной специальности?
— Молодёжи я скажу, что профессия строителя была, есть и будет самой востребованной. Многие недостроенные и остановленные объекты по России зачастую простаивают из-за нехватки специалистов. Деньги есть, а строить некому! Парадокс! Да, это хорошо оплачиваемая специальность (причём это справедливо не только для директоров, но и для каждого квалифицированного добросовестного специалиста), это работа, позволяющая добиться уважения и признания (моя деятельность, к примеру, отмечена орденом Почёта, медалью «За строительство транспортных объектов», званием «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства», Благодарностью Президента РФ за возведение порта — вся наша команда имеет такие благодарности и медали). Если действительно хочешь чего-то добиться, если не любишь рутину, если мечтаешь познать страну и мир — прямая дорога в строители. Особенно, если ты молод, полон сил и вся жизнь впереди. Я уже семь лет вдали от дома, но о своём решении ни разу не пожалел. Нет таких благ, которые я бы оставлял со слезами на глазах. Когда работаешь в Сочи и тебя спрашивают – когда ты в последний раз купался в море, а ты вспоминаешь, что это было месяца полтора назад, это значит, что в твоей жизни есть что-то важнее сиюминутных желаний и удовольствий. Недостаток комфорта компенсируется новизной ощущений, природы, людей. Я где-то читал, что психологи рекомендуют каждые пять лет менять «корневище», врастание в одну почву… Для многих строителей это не ново, это особенность нашего бытия. Так что, если бы довелось дать напутствие молодым, я бы обратился к ним словами классика: «Я вам прописываю дорогу!».
Наш корр.