В августе, в канун 75-летия окончания Второй мировой войны, мы вспоминаем битву на востоке. Мысленно перенесёмся в те триумфальные, но по-своему страшные, залитые слезами и кровью дни. Уже несколько месяцев, как повержен Берлин, и оставшиеся в живых узники концлагерей, жители оккупированных и освобожденных городов, поселений и стран пытаются собрать настоящее из обломков, а война с Японией вступает в финальную фазу. Многим из тех, кто оставил роспись на стенах рейхстага, не суждено дожить до сентября, но они ещё не знают об этом. Сейчас известно, что происходило дальше: после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки американскими силами, в результате стремительного наступления советско-монгольских войск в Маньчжурии за короткое время была разгромлена Квантунская армия. Были освобождены Северо-Восточный Китай и север Корейского полуострова. Советские войска заняли Южный Сахалин и Курильские острова. Война завершилась подписанием 2 сентября Акта о капитуляции Японии. За этими скупыми строчками скрыто множество трагедий, историй о смелости, верности долгу, преодолении, возмужании…
В тех событиях принимал участие и юный уроженец Нанайского района Николай Бельды. Исторические даты начала августа соседствуют в календаре с Международным днём коренных народов, и совершенно естественно в этой связи вспомнить о подвиге храбрых сыновей ульчей, эвенков, орочей, удэгейцев, нанайцев - пехотинцев, снайперов, разведчиков… До войны Николай Бельды, будучи сиротой, воспитывался в школе-интернате и на фронт попал добровольцем, совершив из тыла побег "инкогнито" в военном эшелоне. Став юнгой, совсем ещё мальчишкой участвовал в десантных операциях и в одной из них был контужен в составе десанта морской пехоты в порту Сейсин (Северная Корея). Службу свою в Тихоокеанском флоте связал с тральщиками. Изучая наградной лист на Николая Ивановича, размещённый на портале "Подвиг народа", можно точно утверждать, что он служил на 271 тральщике 2-й бригады траления ВМОРА ТОФ. Просмотрев всё дело о награждениях, авторам исследования удалось восстановить не только полный список личного состава тральщика, но также название, тип тральщика и его боевую судьбу с 1943 по 1947 годы.
271-й тральщик типа АМ, на котором проходил службу Николай Иванович Бельды, был построен в США и согласно договорённости между США и СССР по ленд-лизу передан советской стороне. Часть экипажа ТЩ-271 командировали для получения корабля на Аляску в военно-морскую базу Колд-Бей в ходе секретной операции "Хула". Изучая карту, на которой указан маршрут движения полученных в США кораблей класса АМ, можно прийти к выводу, что переход вместе с приёмкой продлился около 7-8 месяцев, караван кораблей двигался вдоль Алеутских и Командорских островов, полуострова Камчатки, восточного побережья Сахалина через пролив Лаперуза на Владивосток.
В это время (в середине 1945 года) Николай Иванович Бельды ждал распоряжения командования о своём назначении на один из кораблей, идущих из США. Пока для него это были самые спокойные и мирные дни. И не ведал Николай Иванович Бельды, что жизни его и его однокурсников получат команду поворот "все вдруг" (один из тактических приёмов действия кораблей на море в кильватерном строю - идущих друг за другом - при котором эскадра разворачивается на противника для ведения боевых действий). Многих из сослуживцев после этой команды не останется в живых, а кто-то станет, как сам Николай Иванович, носителем традиций боевой славы Тихоокеанского флота. 12 августа 1945 года юный моряк оказался на одном из тральщиков (предположительно на ТЩ-278), участвовавшем в боях за взятие порта Сейсин. И уже 13 августа Николай в составе отряда морской пехоты ринулся в контратаку по оказанию помощи одной из частей морской пехоты, попавшей во время боевых действий против японцев в окружение. В этом бою он мог себя считать второй раз рождённым. Молодой необстрелянный морской пехотинец Бельды получает контузию от разорвавшегося японского снаряда в здании, которое обороняло его отделение. Николай очнулся, когда в разрушенном помещении хозяйничали японцы. Как потом вспоминал сам Николай Иванович: "Меня спасло моё заикание с детства". Японцы, очевидно, приняли Николая Бельды за своего, а его нечленораздельное мычание объяснили контузией и оказали пехотинцу первую медицинскую помощь. В это время наша морская пехота пошла в решающее наступление, и Николай Иванович опять очутился в расположении наших войск. Через неделю, выздоровев, он был направлен на должность моториста на ТЩ-271. На этом его военные приключения не закончились. Изучая хроники 2-й бригады траления ВМОРА ТОФ, можно с уверенностью утверждать, что ТЩ-271 был включён в состав десанта по освобождению острова Сахалин и Курильских островов. 18 августа ТЩ-271 доставил морских пехотинцев в район высадки - на японскую военно-морскую базу Маока (ныне г. Холмск). Самой ценной информацией для данного исследования, полученной из хроники 2-й бригады ВМОРА ТОФ, стало событие 23 августа 1945 года. Именно в этот день в районе Маока было сосредоточено три батальона морской пехоты, и ТЩ-271 вошёл в состав бригады Северной Тихоокеанской флотилии, которая дислоцировалась на военно-морской базе в Советской Гавани. Высадив десант, корабль в составе 2-й бригады траления, согласно Приказу №271 Верховного главнокомандующего товарища Сталина, приступил к боевому тралению вод Тихого океана. ТЩ-271 в составе дивизиона снял минное поле, прикрывавшее Совгаванскую военно-морскую базу.
До 1947 года 2-я бригада, в которую входил корабль Николая Ивановича Бельды, вела боевое траление японских минных полей, расположенных в Татарском проливе и проливе Лаперуза. В наградных документах личного состава ТЩ-271 указанно, что ими только в период с 3 по 9 сентября 1947 года было уничтожено 48 японских мин. Тральщик неоднократно попадал в боевые ситуации, связанные с риском для жизни. Скупые строки наградных листов свидетельствуют о том, что во время боевого траления японского минного поля произошёл подрыв одной из мин и выведен из строя главный дизель ТЩ-271. Моторист 3 класса краснофлотец Бельды “не растерялся и в кратчайший срок смог запустить дизельную установку, чем обеспечил дальнейшее движение противоминного корабля для дальнейшего боевого траления”. Николай Иванович, по итогам боевых действий, был награждён медалью Ушакова, медалью "За победу над Японией", орденом Отечественной войны II степени и др.
Послевоенная жизнь Николая Бельды радовала и удачей, и всемирным признанием. Ещё будучи голосистым юнгой, он выступал во флотской самодеятельности, демобилизовавшись, окончил Саратовскую консерваторию. В 60-х и 70-х годах нанайский самородок стал поистине знаменитым исполнителем, звездой эстрады, покорил Париж, и весь Советский Союз (и десятки стран мира, куда он выезжал на гастроли) знал его под именем Кола Бельды. Представитель народов Приамурья не изменял своему наследию, являясь культурным глашатаем древних традиций. Ну а исторический факт прохождения Николаем Бельды службы в одной из частей Совгаванской военно-морской базы установлен благодаря кропотливой работе исследователей. В их числе - бывший директор культурно-информационного центра п. Заветы Ильича Виктор Вихров и сотрудник музея Ванинского района Светлана Булдакова.
Редакция благодарит специалистов музея п. Ванино (и лично - директора Лилию Казанцеву) за предоставленную информацию.