Сравнительно недавно в России появилась новая специальность – лесной пожарный. И это совсем не случайно, потому что в стране ежегодно и в большом количестве горят леса. Кому, как не жителям Ванинского района, пережившим 1976 год, знать, насколько драматичными могут быть последствия огненной стихии. Тяжёлый, белёсый смог практически каждый сезон накрывает побережье с наступлением тепла. Пахнет гарью, прохожие на улицах прижимают к лицу руки с платками. Сквозь дымку на них глядит зловещее багровое солнце. С апреля для пожарных приближается время напряжённой работы.
К представителям этой профессии предъявляют довольно высокие требования: не только обладать навыками тушения, но и выступать в роли поисковиков, спасателей. Они знают, как действовать с учётом особенностей местности, выбирать безопасные локации для создания опорных пунктов, ориентироваться в лесу, умеют действовать в экстремальных ситуациях, могут оказать первую помощь при ожогах, травмах, укусах змей и насекомых.
У руководителя лесопожарной станции ЛПС-2 «Северное» Николая Кудрявцева день начинается рано. Подъём в 5.30, зарядка, завтрак. В 7.30 он уже находится на рабочем месте. В круг его обязанностей входит профилактика лесных пожаров, контроль возникновения очагов возгорания, прогноз их развития, разработка стратегии тушения, участие в ликвидации возгорания.
Перво-наперво начальник подразделения проверяет информацию спутникового мониторинга пожаров, погодные условия (температура, скорость и направление ветра). Потом проводит планёрку с личным составом. Бойцы станции – это водители, бульдозеристы, лесные пожарные. По классам текущей опасности определяется вид деятельности групп. С 3 по 4 класс ведётся патрулирование тайги, 5 класс – ограничивается посещение лесов, а учреждение находится в круглосуточной готовности. В спокойное время – 1-2 класс пожарной опасности работники станции занимаются лесохозяйственными работами, которые предусматривают посадку деревьев и уход за зелёными богатствами нашего района, проводят обновление противопожарных минполос.
Перед выдвижением в тайгу следует обязательный инструктаж о технике безопасности. Николай Юрьевич, специалист бывалый, он попадал в различные ситуации и знает, как вести себя в самой экстремальной обстановке. Пожары бывают низовые и верховые. Последние самые сложные.
Сложно удержать верховой пожар. Тяжко в лесу от гари, жарко, дышать нечем. Даже птицы не летают. В задымлённом мареве тайга кажется совсем безжизненной. В южном направлении на горизонте поднимается красное зарево: «Пекло такое, что брови плавятся!». Когда пламя при сильном ветре может перекидываться с верхушки деревьев на соседние, тогда угроза может возникнуть не только лесу, но и людям, которые работают на тушении. От верхового лесного пожара убежать сложно. Здесь, как на войне: враг – огонь, и ему надо не только противостоять, но и перехитрить, а порой и отступить, чтобы потом одолеть. Пламя, словно живое, надвигается неотвратимо, уничтожая всё на своём пути. Пожарным надо успеть завалить сухостой и высокие деревья, по которым огонь может преодолеть кромку, некоторые деревья обсыпают землей у основания. Это тоже защита от стихии. Языки пламени уже ползут по склону вниз, приближаются с устрашающей скоростью. Дым застилает небо.
Николай Кудрявцев координирует действия отряда. Расставляет людей по кромке в направлении фронта, начинает обследование, намечая стратегию борьбы. «Нарасти рукав, ель слева – смотри, упадет! Замыкай кромку!» - звучат распоряжения. Стоит задача окольцевать очаг и ликвидировать.
Бойцы заливают горящий участок таким образом, чтобы основной огонь остался внутри него. Тогда пожар опасен только при сильном ветре, а так догорит и потухнет. Но участок тайги при этом уже безвозвратно потерян. Огню мешает продвигаться земляной ров. Трещит рация, стонут деревья от жара. На обочину дороги выходят звери. Лисы, глухари, зайцы, лоси спасаются от огня. Жалко животных. Заслышав людей и шум техники, они не разбегаются, а прячутся в придорожной траве.
Руководитель станции решает, что самый действенный метод противостоять бедствию – произвести отжиг. Пускают огонь от опорной полосы навстречу пожару. Тогда потоки схлопнутся и ситуация будет под контролем. Отжигать можно метров 300 – сжигать кусочек леса, чтобы сохранить остальной. Рассчитывается примерное время подхода огня. Так, несколько человек удерживают страшную волну пламени. Работа жёсткая, а получают за неё немного. Главные инструменты пожарного - лопата и ранцевый огнетушитель. Для создания защитных полос используется гусеничная техника. По закону арендаторы лесных участков обязаны помогать тушить пожары на своих делянах, предоставляя технику и людей. На практике многое зависит от добросовестности руководителя того или иного предприятия.
После принятых мер начинается окарауливание периметра. Члены отряда, разделившись по зонам, контролируют, чтобы огонь не перекинулся за полосу. Это может произойти, если какое-то дерево упадёт за линию и сбросит огонь на «здоровый участок». Для этого и валят представляющие угрозу деревья. Наконец дым и пламя побеждены. Сколько сил, воли пожарных потребовалось для достижения этой финальной точки!
Между тем, жители района даже во время запретов, связанных с пожарной опасностью, всё так же тянутся в тайгу на пикники, на рыбалку. Грибники и ягодники осаждают урожайные поляны, обедают, оставляя за собой мусор и битые бутылки. Солнечные лучи превращают осколки в линзы, поджигающие сухую траву. Кто-то бросил окурок, не потушил хорошо костер…
- Почему же все обращения к человеческой сознательности не имеют должного эффекта? Почему приходится раз за разом объяснять, что беспечность приводит к огромным бедствиям? – задает риторические вопросы Николай Юрьевич. – Огненная стихия не знает сострадания. Она пожирает всё на своем пути, оставляя позади только пепел. «В лесу не зажигать!» - это правило должно стать одинаковым для всех. И тогда не будут гибнуть животные, страдать от чёрно-серого смога люди и рисковать своей жизнью пожарные.
Е. ОСИПОВА.