22 июня у входа в военкомат появилась мемориальная доска, посвященная памяти БрониславаБрониславовича Веселовского - командира стрелковой роты, прошедшего Курскую дугу и погибшего в наступательных боях при освобождении Украины. Его история отражает судьбу человека, жившего на грани эпох и катаклизмов. О своем дедушке и его коротком, но пронзительном жизненном пути рассказывает внук Сергей Булдаков, тоже офицер.
- Моя мама, как сейчас говорят, урожденная Веселовская. Она родилась в г. Советская Гавань в 1939 году. Её родители прибыли на Дальний Восток в далекие 30-ые годы, в период развития этого изолированного от центральных регионов страны края. Фамилия моего деда перекликается с военно-стратегическим Веселовским направлением на западном театре боевых действий, районом реки Березина, где в разные времена наши войска били оккупантов - поляков, французов, немцев, а в 1944 грозно грянула операция "Багратион", завершившаяся полным разгромом армии вермахта группы "Центр". Так что девичья фамилия мамы даже очень боевая на фоне российской истории.
На Дальнем Востоке
Дедушка родился в 1917 году в семье профессионального польского революционера (по неофициальным данным - в Варшаве, по официальным - в городе Бийске Алтайского края). Работать начал с 14 лет, учился, поступил в Томский медицинский институт с желанием стать врачом. По независящим от него обстоятельствам попал в город Советская Гавань в составе студенческого стройотряда. Тяжелая ледовая обстановка в Татарском проливе в 1936 году не дала студентам вернуться обратно в институт. Оставшись на Дальнем Востоке, молодежь начала его осваивать, и мой дед был в их числе. В 1937 году он получил от Советско-Гаванской комсомольской организации рекомендацию для работы в органах НКВД по охране особо важных промышленных государственных объектов СССР. В то далекое время Северный завод, помимо ремонта судов, работал на оборонку, клепал оборудование для укрепленного района, пулеметные станки для долговременных огневых сооружений, бронированные двери, маски для орудий, готовил арматуру для временных огневых точек. Страна и народ постоянно - планомерно или судорожно - готовились к очередной войне, воевали или зализывали раны, а затем снова готовились. В 1920-х на Дальнем Востоке закончилась гражданская война, а в 1938 году был образован Дальневосточный фронт. Страна Советов в изоляции поднималась с колен, становилась сильной индустриальной державой.
Завтра была война…
Война грянула неожиданно, утром 22 июня 1941 года на восточных рубежах было все спокойно, а в обед разведотдел Северной Тихоокеанской флотилии перехватил сообщение одной английской радиостанции, о том, что Германия напала на СССР. Паниковать не стали, но специалистов по радиоперехвату на всякий случай посадили на гауптвахту для дальнейшего разбирательства. Но эфир уже вспыхнул новостями первых боёв, воздушных ударов немцев по нашим городам, базам дислокации войск нашей армии. Краснознаменный Дальневосточный округ и Тихоокеанский флот 22 июня 1941 года были подняты по тревоге. Мирная жизнь закончилась и поделилась на "до войны", "во время войны", "после войны". Совгаванский военный комиссариат приступил к мобилизации. На базе гарнизона бухты Постовой развернулся филиал Владивостокского пехотного училища, готовивший командиров стрелковой роты, командиров пулеметной роты, командиров минометной роты. Мой дед Бронислав Веселовский окончил с отличием офицерские курсы. Что можно сказать о выпускниках этого филиала… назад живым из них никто не вернулся. Роль командира роты героическая, но убийственная при этом.
После окончания офицерских курсов мой дед в составе маршевой роты зимой 1942 года на лыжах дошёл до населённого пункта Нельма Советско-Гаванского района, там их посадили на военный транспорт и доставили в г. Владивосток на пересыльный пункт. Почему войска шли до бухты Нельма? Япония вела активную военную разведку со стороны острова Сахалина, половина которого была ею оккупирована. Нельма была незамерзшей бухтой, от нее начиналась минно-артиллерийская позиция военно-морской базы Северной Тихоокеанской флотилии, государственная граница от берега была в 20 милях, что очень удобно для скрытой переброски войск ВМБСТОФ, ДВО.
Бронислав часто писал письма своей жене Ольге, она их получала, отвечала, но он по полевой почте так и не получил весточек из дома. В одном из писем он сообщал, что отыскал ее старшую сестру в освобожденном городе Ефремове по адресу, который жена ему на всякий случай положила в карман гимнастерки. Город жил после оккупации, с продуктами там была не просто проблема, их не было вообще. Ольге Дмитриевне дед сообщил, что сестра её жива, дитё тоже, и он свой продуктовый офицерский аттестат оставил им, дабы спасти их от голода. После войны моя мама с бабушкой побывали в гостях в городе-герое Туле у их спасенной родственницы. Её муж-фронтовик сказал бабушке: "Если бы Бронислав был жив и приехал к нам в гости, я бы без стеснения ему ноги целовал за спасение моей семьи".
В авангарде
наступления
В июне 1943 года мой дед был еще в строю, 60-ая общевойсковая армия под командованием К. Рокоссовского заняла Курский выступ. Начались оборонительные бои на Курской дуге. В этом аду мой дед выжил, уцелел всем смертям назло. Воронежский фронт перешел в наступление. Стрелковый батальон 29 стрелкового полка 38 стрелковой дивизии получил боевую задачу наступать на высоту 223.9 и при ее взятии развивать наступление в направлении г. Сумы. 8 стрелковая рота, которой командовал лейтенант Веселовский, была определена в авангард наступления.
Ко времени своего последнего боя мой дед был опытным командиром, в этой должности он воевал более 7 месяцев, что было большой редкостью. Обычно жизнь на передовой командира роты длилась не более 2-3 недель. На войне своя арифметика - командир стрелкового взвода рассчитан на одну атаку, командир стрелковой роты - на полдня боёв, командир стрелкового батальона - на день боев. В 38 стрелковой дивизии с 1941 года по 1943-й четыре раза сменился личный состав, т.е. дивизия, в которой воевал мой дед, за три года войны потеряла 60 тысяч бойцов и командиров РККА.
Артиллерия фронта точным огневым налетом подавила огневые точки противника на переднем крае и в глубине опорного пункта немцев. 8 рота, воспользовавшись замешательством противника, неожиданным броском вперед взяла высоту 223.9. Тактический успех был достигнут, но взять-то взяли, а вот удержать - это другой вопрос. При взятии высоты 8 рота потеряла 30-40% личного состава из 200 бойцов, немцы подтянули резервы, и бой разгорелся с новой силой. Высота 223.9 была господствующей и имела тактическое превосходство, с нее можно было корректировать огонь артиллерии и авиации, наносить огневое поражение резервам противника на всю оперативно-тактическую глубину наступления. Она была как кость в горле у немцев, её требовалось удержать, и 8 стрелковая рота эту задачу выполнила. Мой дед погиб последним из офицеров. Командовать было некому, тактический успех батальона повис в воздухе, победа висела на волоске. Немцы оценили обстановку и бросились в контратаку, выбили наших из первой траншеи. Пехота дрогнула и стала отходить, ну не тут-то было.
Положение спасла старшина медицинской службы, санитарный инструктор 1-го батальона 29-го стрелкового полка Надежда Ивановна Четверикова, остановив бойцов 8 стрелковой роты, подняв их в атаку. Она первой ворвалась в занятую врагом траншею, ловко орудуя ППШ одного из убитых бойцов РККА. Бронислав Веселовский этого уже не увидел. В итоге высоту отбили, положение восстановили, а лейтенант Веселовский и старшина медицинской службы Четверикова, которая в этом сражении вынесла 60 раненых бойцов и командиров с их личным оружием, сама была дважды ранена, но не оставила поле боя, лежат в одной братской могиле у деревни Малая Чернечина Сумского района. Вечная им память.
Письмо медлительнее пули
Дед погиб 8 августа 1943 года, похоронка пришла в октябре. Письмо медлительнее пули. Мама вспоминает, что мою бабушку страшная весть настигла вечером после работы. Известие привело ее в шок, и на всю жизнь в сердце осталась горечь от потери любимого человека, мужа, отца. Только в 2004 году наша семья разыскала орден деда, и его торжественно вручили моей маме - дочери лейтенанта Веселовского Валентине БрониславовнеБулдаковой.
Наш корр.