О том, что в августе 2021 года появилась информация в различных источниках о замутнении вод в реках Чичимар и Тумнин, протекающих по территории Ванинского района, редакция уже писала. Прибывшая в сентябре из краевого центра на место события научная экологическая экспедиция во главе с Владимиром Сидоровым, руководителем хабаровского отделения Всероссийского общества охраны природы, провела необходимые исследовательские работы и их результаты довела до общественности. Редакции газеты "Восход-Ванино" удалось при встрече с Владимиром Сидоровым уточнить некоторые детали этого инцидента и последующих событий.
- Владимир Олегович, в Ваших материалах, размещённых в СМИ по событиям на реках Чичимар и Тумнин, Вы говорите о нанесении вреда этим рекам в результате деятельности компаний из-за попадания взвешенных частиц в них. В чём конкретно этот вред проявляется?
- Для того, чтобы оценить влияние попадания взвешенных частиц на экосистему этих рек, нужно понимать, что появление мутности (изменение содержания взвешенных частиц) может значительно влиять на количество растворенного в воде кислорода, что, в свою очередь, влияет на обитающих в реках организмы, прежде всего - ихтиофауну. Нет, рыба не погибнет, но вынуждена будет покидать замутненные участки реки, уходя, например, в притоки. И крайне важно, чтобы такие явления были исключены в период нереста рыбы, поскольку это может повлиять на её продуктивность, нарушить цикл размножения. Безусловно, ничего хорошего для экосистемы замутнение не несёт, но речь не идёт о каких-то химических веществах, которые могут вызвать серьёзные изменения в организмах. Ещё раз повторюсь: массовой гибели рыб не наблюдается.
Здесь очень важно учитывать и минимизировать все источники попадания взвесей в реки, ведь, как показало наше исследование, в настоящий момент в бассейне рек Чичимар и Тумнин идёт активное освоение лесов. В ходе осмотра русла реки Чичимар мы выявили несколько фактов его сильного загрязнения взвешенными веществами, что оказалось связанным с движением лесозаготовительной техники по водным объектам и является грубейшим нарушением природоохранного законодательства. То есть виновниками ситуации на этих горных реках оказались не только золотодобытчики, к сожалению, но и лесозаготовители. Мы будем внимательно следить за работой лесозаготовительных предприятий и требовать соблюдения всех природоохранных требований при заготовке древесины.
Ключевое же значение для состояния экосистем этих рек имеет продолжительность такого воздействия: при длительном воздействии замутнения влияние может быть значительным - могут заилиться нерестилища взвешенными частицами, может погибнуть часть элементов экосистемы - насекомые, беспозвоночные, которые являются кормовой базой и которые тоже обитают в реке. Ну и как конечный печальный итог - в реках может произойти смена видового состава, например, сокращение численности хариуса, тайменя и других ценных видов рыб. Проблемы возникнут и с теми видами рыб, которые поднимаются на нерест из моря, так называемыми проходными видами.
Не могу не сказать о том, что есть ещё один немаловажный дополнительный фактор, оказывающий крайне негативное влияние на экосистемы рек и на те виды рыбы, которые обитают в этих реках: это - чрезмерный лов. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что и в заказнике, к сожалению, осуществляется лов, в том числе браконьерский, совершенно бесконтрольный, который очень серьёзно бьет по этим видам рыбы, обеспечение воспроизводства которых, к сожалению, невозможно никаким другим образом, кроме как ограничение их вылова.
- В ситуации на реках Чичимар и Тумнин были установлены виновные - золотодобывающее предприятие артель старателей "Амгунь" и лесозаготовительные предприятия. Какова ответственность виновников за нанесённый вред?
- По факту случившегося в отношении золотодобывающего предприятия были проведены выездные проверки и Росприроднадзором, и природоохранной прокуратурой. Были отобраны пробы, начато административное производство, то есть проверки в отношении этого предприятия. Была запрошена документация, и по результатам этих проверок мы получим информацию о том, какие пункты природоохранного законодательства были нарушены предприятием, по каким из них ему будут сделаны представления - требования об устранении замечаний, выявленных в ходе проверки, и по каким будут наложены штрафные санкции. Говорить сейчас о конкретных цифрах пока невозможно. Мы запросим эту информацию по результатам проверок у контрольных служб, чтобы понимать, насколько оно понесло наказание за выявленные нарушения. В любом случае такая работа была проведена, и я думаю, в настоящий момент и в течение обозримого периода и само предприятие, и все предписания, данные ему, будут находиться у природоохранных служб на контроле.
- На фоне случившегося хочется понять: возможны ли гарантии от подобного рода инцидентов? И если да, то каковы они?
- Гарантий, понятно, никаких дать невозможно, но важным фактором в предотвращении негативного воздействия на окружающую среду является жёсткий контроль и неотвратимость наказания. Нужно понимать, что в этом случае не было намеренного сброса. Наша экспедиция выявила, что артель столкнулась с необычным типом грунтов, содержащих частицы, которые очень сложно осаждаются и проходят через дамбы. Но в любом случае проведённые и последующие контрольные мероприятия послужили хорошим уроком для неё. И если у руководства есть логика и понимание ситуации, есть ответственность, то можно ожидать, что меры, необходимые для предотвращения подобных событий, будут предприняты, ведь игнорирование этих сигналов обойдётся значительно дороже. Если адекватных ситуации мер сейчас принято не будет, то следующим этапом станет приостановка деятельности. Очевидно, что в срочном порядке необходимо решить те проблемные моменты, которые вызвали такой неблагоприятный эффект и для экосистемы рек, и для самого предприятия в смысле наступивших последствий.
- Как быстро компания среагировала на ситуацию и стала использовать новые технологии очистки? Она сделала это самостоятельно или только после информации, появившейся в СМИ, запросов контрольных служб?
- Меры, предпринятые предприятием, мы увидели воочию. К нашему приезду уже работала система применения реагентов - флокулянтов и коагулянтов, позволяющих осаждать такие сложные грунты. Как выяснилось, идут именно такие грунты, содержащие частицы, которые не осаждаются естественным путём и к работе с которыми предприятие оказалось не готовым. Эти образцы грунтов мы отвезли в институт водных экологических проблем, с ними сейчас работают ученые, пытаясь определить, что это за минералы, какая у них природа. По предварительным данным, это уникальные минералы. Ученые по результатам исследования дадут рекомендации по работе с ними. Более того, данные этих исследований могут быть использованы для предотвращения подобных ситуаций на очень многих золотоносных приисках. Я думаю, что этот кейс будет активно использоваться другими предприятиями при выявлении подобного рода проблем. Да, все эти мероприятия артель старателей провела добровольно. Показателем этого является и то, что, осознав ситуацию, она, помимо внедрения системы очистки, сделала дополнительные гидротехнические сооружения.
Повлияла ли огласка на деятельность предприятий? Конечно, повлияла. И не только на саму компанию, но и на природоохранные структуры, которые максимально оперативно среагировали, выехав на место события с проверками. Нас, представителей общественной организации, сегодня волнует необеспеченность кадров у природоохранных служб, недостаточность лабораторного обеспечения для нашей и их деятельности при возникновении подобных ситуаций. Нам необходимы такие комплексы, которые позволяют выезжать в длительные командировки с отбором проб на местах, потому что довезти такие пробы до места проведения лабораторных исследований с соблюдением всех требований и уложиться в регламенты, которые сегодня существуют, очень сложно. Поэтому мы настаиваем, чтобы в крае появились, как, например, в Амурской области, современные мобильные лабораторные комплексы, позволяющие работать на больших расстояниях, которые характерны для нашего края. И этот случай нам наглядно продемонстрировал жизненную потребность в такого рода оборудовании.
- Как будет контролироваться развитие ситуации на реках Чичимар и Тумнин?
- Сегодня существует система спутникового мониторинга, что позволяет наладить и обеспечить ежедневный контроль за загрязнениями в реках. Они хорошо видны со спутников, поэтому очевидно, что изменение ситуации не останется незамеченной. Кроме того, ниже по течению рек проживают добровольные помощники, экоактивисты, люди неравнодушные, которые при любом неблагоприятном изменении ситуации будут сигнализировать об этом нам.
От редакции. В условиях открытости информации о подобного рода инцидентах, ярко выраженная позиция неприятия их общественностью, жёсткий контроль со стороны контролирующих организаций за соблюдением всеми закона, ну и наконец, наличие чувства ответственности у всех участников позволяют надеяться на то, что подобные инциденты будут скорее исключением, чем правилом.
Наш корр.
Фото ИА “Амур Медиа”.