Официальный сайт муниципального автономного учреждения «Издательский дом «Восход-Ванино»
По вопросам размещения рекламы - 8 (42137) 7-68-88

ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА ВАНИНСКОГО РАЙОНА: ОТ ИСТОКОВ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

(часть первая)

25 января 2022 года исполнилось 40 лет со дня образования Ванинской транспортной прокуратуры. В связи с этой замечательной датой наш корреспондент встретился с Александром Алексеевичем Макаренко, который стоял у истоков транспортной прокуратуры на ванинской земле, и вот что он нам рассказал:

– 25 января 1982 года приказом Генерального прокурора СССР А. М. Рекункова была образована Ванинская транспортная прокуратура, деятельность которой распространялась на два района: Ванинский и Советско-Гаванский. Первым транспортным прокурором был назначен Валентин Александрович Николаев, который до этого работал заместителем прокурора Ванинского района. И вместе с ним в прокуратуру пришли те люди, которые стали первыми сотрудниками транспортной прокуратуры, и трудились там долгое время: оперативные работники - следователи Виктор Сергеевич Серостанов и я, Александр Алексеевич Макаренко, помощник прокурора - Владимир Фёдорович Струц, зав. канцелярией – Галина Петровна Красникова и технический работник – Галина Владимировна Гавриленко. В 1991 году В. А. Николаев был назначен Хабаровским транспортным прокурором, а я - Ванинским транспортным прокурором и с 1991 по 1996 гг. возглавлял транспортную прокуратуру. Коллектив был стабильный и дружный.

На фото помощник прокурора В. Ф. Струц

– Чем было вызвано создание транспортной прокуратуры в Ванинском районе?

– Устойчивый экономический рост Дальнего Востока в восьмидесятые годы двадцатого века, который проявился и в Ванинском районе, способствовал появлению на нашей земле новых хозяйствующих субъектов и росту их экономической активности, что требовало непосредственного присутствия и быстрого реагирования на возникающие вопросы в их деятельности представителей закона именно в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры: Ванинский морской торговый порт, Совгаванская база океанического рыболовства, судостроительные заводы (МРХ и ММФ) в г. Советская Гавань, железная дорога (развитие БАМа), начиная от ст. Советская Гавань и почти до г. Комсомольска-на-Амуре, авиация. Это и стало сферой широкого надзора транспортной прокуратуры.

– Зачем наряду с районной прокуратурой нужна была и транспортная?

– Транспортная прокуратура – это специализированная прокуратура (как и природоохранная, например), деятельность которой происходит в специфической сфере – на транспорте и в транспортной инфраструктуре, и, соответственно, требует особых знаний. И для того чтобы, с одной стороны, обеспечить высокий уровень профессионализма сотрудников в сфере транспорта, как условия соблюдения и исполнения законов, а с другой, снять нагрузку с сотрудников территориальной прокуратуры, и была создана транспортная прокуратура. Ранее все эти вопросы решала Хабаровская транспортная прокуратура, но она находилась далеко, что задерживало решение многих вопросов, кроме того, требовалось решение вопросов непосредственно на местах.

– Как шло становление работы новой прокуратуры?

– Конечно, когда мы начинали работать, опыта у нас не было, поскольку это было новое дело. Но приказ генерального прокурора СССР о разделении полномочий (функции, права, обязанности) между территориальной и транспортной прокуратурами позволил очертить круг вопросов, который отходил к ведению транспортной прокуратуры. Это, безусловно, сразу облегчило ход дела. При необходимости мы обращались в вышестоящую прокуратуру – Дальневосточную транспортную, которую в то время возглавлял Михаил Власович Воротников, к коллегам из территориальной прокуратуры Ванинского района. Взаимопонимание, взаимовыручка, слаженность в работе стали теми составляющими, которые способствовали становлению работы новой прокуратуры. Поддержка коллег ощущалась даже в таком вопросе, как помощь в обеспечении транспортом, так как в первые три года мы работали без машины, и когда припекало, нас выручала районная прокуратура. При необходимости для решения ряда вопросов, в которых заинтересованы были обе прокуратуры, составлялся совместный план работы, проводились совместные проверки.

Прокурорская работа – вещь сложная и тонкая и крайне ответственная. Ведь нужно не только и не столько наказать, сколько разъяснить и подвести к безусловному соблюдению закона. Полномочия у прокуратуры огромные, и ими надо правильно пользоваться. Для получения объективной оценки и избегания субъективизма проверки проводили комиссионно, приглашали независимых специалистов, экспертов, и основания для претензий по результатам проверки исключались изначально. Уровень профессионализма сотрудников был высокий. В то время устроиться в прокуратуру просто по заявлению было невозможно, необходимы были рекомендации районного комитета комсомола, бюро райкома партии. Там проводился принципиальный отбор человека – достоин ли он по морально-деловым качествам работать в прокуратуре. Безусловно, это была работа интересная, с высоким уровнем ответственности, скрупулёзная, ибо работники прокуратуры представляли интересы государства, требующая постоянного развития как профессионального, так и личностного.

На фото: транспортный прокурор В. А. Николаев (слева), следователь А. А. Макаренко (в середине), следователь В. С. Серостанов (справа), заведующая канцелярией Г. П. Красникова (в середине), технический работник Г. В. Гавриленко (справа). Июль 1983 года

– Какова была реакция на появление транспортной прокуратуры?

– Как и всегда на незнакомое: опасность! Когда только мы начали работать, крупные предприятия в лице руководства сначала потихоньку встали на дыбы, потому что контроль «ока государева» появился рядом, решая вопросы здесь и сейчас, и к этому тоже нужно было привыкнуть. Это было не только решение вопросов производственного характера, много работали с людьми – проводили приём населения – одним из важнейших направлений прокурорского надзора: соблюдение трудовых прав, свобод человека. В случае выявления их нарушения со стороны руководства предприятий проводилась отмена приказов по предприятиям о наказании, о лишении премиальных и т.д. Года через три всё нормализовалось, все поняли, что транспортная прокуратура навсегда, и с ней, а точнее, с законом, который она представляет, надо считаться. Ещё раз повторю, главная цель работы прокуратуры всё-таки не столько наказать, сколько исправить и не допустить повторения нарушений в дальнейшем.

Л. КИСЕЛЁВА.


Популярные новости
Решаем вместе
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения