Официальный сайт муниципального автономного учреждения «Издательский дом «Восход-Ванино»
По вопросам размещения рекламы - 8 (42137) 7-68-88

«ПРОШУ ПРАВЛЕНИЕ КОЛХОЗА УТВЕРДИТЬ…»

Архивы… Бесценный кладезь наследия человечества, свидетели истории, привратники былого. Обычным людям довольно трудно представить, сколь велик масштаб тайн, скрываемых в тишине безмолвных залов, исходящих криком, которого не слышит никто. Часть документации открыта для простых смертных, другая – под грифом секретно – возможно, никогда не увидит свет, и многие предположения историков, исследователей, писателей так и останутся неподтверждёнными гипотезами. Тайное не всегда становится явным… Ну а те документы, что всё-таки достигнут глаз и ушей нас или наших потомков спустя десятки или сотни лет, вряд ли произведут эффект разорвавшейся бомбы из-за смены поколений и вызовов, стоящих перед «мировым сообществом». Но бывают архивы и попроще, куда можно проникнуть и полистать пожелтевшие страницы.

Небольшая комната без окон с металлическими стеллажами, заполненными аккуратными рядами папок. В углу – огнетушитель. Наверное, именно так выглядят архивные хранилища многих предприятий и организаций. Непрерывный протокол их жизнедеятельности не предполагает задействования больших пространств, если, конечно, их сфера не велика, не разнонаправлена и функционирование не длится столетия. Хранителями документов в таких небольших помещениях, иначе говоря, архивариусами, часто становятся по совместительству, к примеру, Татьяна Скоробогатова, специалист рыболовецкой артели «50 лет Октября», совмещает делопроизводство с ведением архива:

— Я занимаюсь этим с сентября 2001 года, а до меня архивом ведала бухгалтер Сталина Фёдоровна Цыганцева.

По словам Татьяны Витальевны, самые старые документы датируются февралем 1967 года, когда образовался колхоз. Согласно «решению Исполнительного комитета Хабаровского Краевого совета депутатов трудящихся, в связи с объединением рыболовецких колхозов «Ороч» и «Даттинец» Советско-Гаванского района в одну укрепленную рыболовецкую артель и учитывая просьбу общего собрания членов колхоза о присвоении артели нового наименования, объединённому рыболовецкому колхозу было присвоено наименование «имени 50 лет Октября». Вновь созданный укрепленный рыболовецкий колхоз был подчинен Хабаровскому Крайрыбакколхозсоюзу Управлению «Дальрыба» Министерства рыбного хозяйства СССР.

— Есть свидетельство о государственной регистрации, есть копия документа, когда образовался колхоз. Вот перед нами папка «Распоряжения по колхозу» от 7 февраля 1967 года №1 (по системе приказов мы работаем с 2004 года). Вся документация хранится с этого момента.

Я листаю журнал заработной платы за 1969 год. Шпортеев Сергей Тимофеевич, Шпортеев Борис Тимофеевич… Братья моей матери, которых давно нет на свете, но которые словно оживают на страницах архивных данных. Назначить оклад, зачислить колхозником, принять вольнонаёмным… И везде всё те же знакомые с детства даттинские фамилии — Курьянов, Заборовский, Шальнов, Душина, Воронкова, Шкредова, Клигуненко и т. д. Их имена неразрывно связаны с развитием рыболовецкого села, десятилетиями его становления. Так много отдавшие побережью многодетные семьи, некогда населявшие оба берега, сейчас почти полностью растворены на огромных пространствах Большой России…

Часто в этих распоряжениях можно встретить и фамилии коренных жителей, вроде «Прошу правление колхоза утвердить тракториста товарища Бисянка». Удивительно, что эти папки сохранили, помимо формальных сведений, и «крики души», и наложенные взыскания: «Рабочие после обеда напились и не вышли на работу, перевести на сдельные работы в стройцех, лишить зарплаты за последние 5 дней». Жизнь предприятия с её победами и поражениями, отнюдь не всегда описанная казённым языком, предстаёт перед нами во всём многообразии. Свидетельства былой эпохи, наподобие Земельно-шнуровой книги (1975 год) — понятия, абсолютно незнакомого новым поколениям, займут, я надеюсь, почётное место в будущем музее колхоза-артели.

— Мы крайне редко тревожим эти старые акты, – признаётся Татьяна Витальевна, которая и сама была удивлена интересными сведениями, полузабытыми и воскрешенными при пролистывании страниц. — На первый взгляд — ничего особенного или необычного, но, вглядываясь в задокументированное прошлое, мы можем не только предаться собственным ностальгическим воспоминаниям, но и рассказать (и продемонстрировать) детям эти кусочки прошлого как часть нашего общего и индивидуального наследия, поучительного и животворного.

О. КАРЕЛИНА.

Фото автора.


Популярные новости
Решаем вместе
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения