7 августа специалисты железнодорожной отрасли отметили свой профессиональный праздник, и мы продолжаем рассказывать о тех, кто делает возможными и безопасными передвижения по стальным магистралям страны. Одним из таких сотрудников РЖД с многолетним стажем является диспетчер ПЧ-19 Совгаванской дистанции пути Светлана Яковлева. 41 год своей жизни она отдала железной дороге и ни разу не пожалела о выбранной когда-то совсем юной девчонкой профессии… Её трудовая дистанция оказалась весьма внушительной.
ПАЛЬЦЕМ В НЕБО? НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ
В 70-х для уроженки Забайкалья, младшей дочери в семье шахтёра, рельсы и шпалы не носили какого-то сакрального смысла, не служили даже прозаическим источником заработка для кого-то из близких. Так, катались изредка в близлежащие городки на поезде… Окончив десятилетку в родном селе Верх-Усугли Тунгокоченского района и задумавшись о профессиональном пути, Света в окружении верных подруг-выпускниц, ничтоже сумняшеся, ткнула пальчиком в географическую карту Родины и попала в город Уссурийск, а там по справочнику вместе выбрали железнодорожный техникум (кто-то из знакомых развеял сомнения, подтвердив: "Поступайте! Профессия хорошая…"). "Шел 1977 год, мы были типичной молодёжью того времени, - вспоминает Светлана Алексеевна. - Хотелось и страну посмотреть, и романтики хлебнуть, и самостоятельности с избытком хватало… Сказано - сделано! Приехали в Уссурийск, поступили все вместе, вместе через два года восемь месяцев обучение и окончили. Выпустились техниками-путейцами, получили диплом и синий ромбик-значок и, довольные собой, уехали по месту распределения". Кстати, в январе 2007 года Уссурийский техникум железнодорожного транспорта был преобразован в Приморский институт железнодорожного транспорта, так что альма-матер многих специалистов РЖД продолжает здравствовать и выпускать пополнение.
"БУДЕТЕ У НАС НА КОЛЫМЕ…"
Итак, "дан приказ ему на запад, ей - в другую сторону": две подруги получили назначение в Иркутск, а Света с Оксаной Старковой, пройдя через "сито" управлений Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, добрались-таки в апреле 1980 года до побережья Татарского пролива.
Знакомство с местом работы гладким не получилось. "Мы с подружкой приехали в плащиках и туфельках, вышли с поезда на промозглый воздух, заснеженный перрон и заплакали. Холодно было, неуютно и от этого страшно. Нашли дистанцию, затащили чемоданы, сидим на них и слёзы льём. Заместитель начальника ПЧ Николай Васильевич Колков нас попытался утешить:
- Чего, девчата, плачете?
- Да мы в какую-то Колыму приехали…
- Это не Колыма, это дистанция.
Он нас приободрил, и всё как-то устаканилось: получили направление в железнодорожное общежитие, поселились, поне-многу втянулись в работу…".
ИМ СВЕРХУ ВИДНО ВСЁ
Начинала Светлана монтёром пути на девятом околотке, "потом перевели в контору", и она трудилась 15 лет техником и старшим техником, а последующие годы с 1998-го - уже диспетчером. Мало кто из людей, далёких от реалий железной дороги, задумывается о том, какую колоссальную работу проводят специалисты по обеспечению надёжности "стального" полотна. Мы принимаем, как данность, гладкость движения состава по рельсам так же, как привычны к ямам и ухабам на автодорогах, а Светлану Алексеевну, десятилетия отдавшую своей скрупулезной и ответственной работе, до сих пор поражает, что расхождения на железной дороге считают в миллиметрах, а многострадальным шоссе с бесконечными выбоинами до подобного заботливого ухода ох как далеко…
И вот уже больше двадцати лет на посту диспетчера путевой части она "осуществляет организацию и оперативное руководство эксплуатационной работой, обеспечивает выполнение суточного плана поездной и грузовой работы, принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение, анализирует оперативную обстановку и итоги выполнения плана" и т. д., согласно должностной инструкции. "Самое важное - выдача и отмена предупреждений локомотивным бригадам, допустим, при обнаруженной неисправности на путях или работе ремонтников (двигаться с особой бдительностью, ограничением скорости и тому подобное). Перед диспетчером - два компьютера: обзор всех станций и передвижений составов с помощью автоматизированной системы "ГИД УРАЛ-ВНИИЖТ". Видим мы - видит и Москва, всё прозрачно. На западе наступил рабочий день, и у нас начались звонки, а на Дальнем Востоке - полночь. Но диспетчеры никогда не спят, смена - пять человек, и шестой запасной есть".
НА ПЕРЕКРЁСТКЕ ТРЁХ ДОРОГ
Выбор профессии определил не только сферу деятельности, но и жизнь личную: железная дорога свела Светлану и Евгения в одну семейную колею.
"С Женей, тогда крановщиком, познакомились на работе "на перекрёстке трёх дорог", год дружили, в 1981 году поженились. Его мама Мария Ивановна Широва много лет трудилась на станции Совгавань-Сортировочная. Так что я попала в династию и вполне в неё вписалась". Евгений Николаевич ушел на пенсию из ПЧ-19, записав в актив железнодорожного стажа 37 лет.
В 80-х у них родились два сына - Антон и Артём, но годы бегут стремительно, и уже подрастает семилетняя внучка Агата. Дети давно живут своей жизнью, а родители не горюют о прибавляющихся летах: наслаждаются грибными походами и рыбалкой, вкладывают душу и силы в свою любимую дачу, которая вознаграждает их за усердие сторицей (только клубники в этом году Яковлевы собрали аж 17 вёдер!). Трудолюбие, оптимизм, вера в себя, служившие поддержкой в годы становления, приобретения опыта, и по сей день продолжают приносить этой паре вполне зримые "дивиденды".
ТЕМ, КТО РЯДОМ
Из четырёх подруг только Светлана Алексеевна осталась верной железной дороге, только её выбор оказался из разряда "на всю жизнь". Остальные ушли в другие сферы. Значит, так было нужно.
Рядом с С. Яковлевой все эти годы были коллеги, которые помогали, поддерживали, вместе учились на своих и чужих ошибках, вместе осваивали нелёгкую стезю, требовательную и беспощадную к халатности…
Именно своим спутникам-сослуживцам Светлана Алексеевна желает "здоровья, счастья, успехов в труде, поменьше замечаний и побольше "отличных" баллов! Благодарю, что всё это время вы шли рядом со мной!".
Наш корр.
#ВВ 32