Медалью в честь празднования 50-летия экспедиции особого назначения №12 за активное участие в спасательной операции советских военных моряков в Народной Республике Бангладеш с 1972 по 1974 годы награждён житель п. Ванино Валерий Лызов. В торжественной обстановке награду, прибывшую из Санкт-Петербурга, вручил глава Ванинского района Сергей Нагорняк.
В 1971 году между Западным и Восточным Пакистаном произошёл вооружённый конфликт, в результате которого Восточный Пакистан стал независимой страной Бангладеш. После окончания раздора причалы и акватория важнейшего для Народной Республики Бангладеш порта Читтагонг оказались заминированы, а фарватеры перекрыты затопленными судами. Доставка продовольствия была затруднена, над получившей независимость страной нависла угроза голода.
Правительство Бангладеш обратилось к СССР за помощью в разминировании и расчистке акваторий порта Читтагонг. Согласно межправительственному соглашению в 1972 году для выполнения этих работ была срочно сформирована экспедиция особого назначения в составе 28 кораблей и судов различных классов, на которых находилось около 500 человек экипажей и специалистов. 50 лет назад она приступила к работе по подъёму затопленных судов и разминированию акватории порта.
Двадцатилетний моряк из Ванино Валерий Лызов в это время проходил срочную службу на острове Русском в составе бригады десантных кораблей. Он вспоминает, как пришёл приказ командующего флотом подготовить два катера для отправки в длительную командировку. Экипаж до места назначения следовал на теплоходе "Николай Огарев". Из Владивостока до Читтагонга шли 15 суток, и только незадолго до захода в порт моряков проинформировали, что они будут задействованы на операциях по траленью мин и судоподъёму в Бангладеш. Валерий Евгеньевич, вспоминая о своих первых месяцах пребывания в непривычных условиях, не скрывает: "Тяжело приходилось". Не хватало питьевой воды, опреснители не работали, так как источники были заилены. Стояла изнуряющая жара. Всю акваторию порта заполняли обгоревшие останки судов, между которыми могли протиснуться только юркие джонки.
Судоподъёмные работы осложняли частые и высокие приливно-отливные течения, практически нулевая видимость под водой из-за её мутности, сильная засорённость дна. Экипаж десантного катера, где служил старшиной команды мотористов В. Лызов, был задействован на обслуживании водолазов и такелажников. В его обязанность входило обеспечение бесперебойной эксплуатации судовых машин. В тропических условиях техника работала на износ. На улице столбик термометра показывал 40 градусов, а в машинном отделении приближался к 60. Особенно были чувствительны к перепадам температуры материалы из резины, которые не выдерживали нагрузок, быстро выходили из строя. Работать приходилось в напряжённом ритме, без выходных. Надо было подготовить порт в жёстко установленные сроки. "Круглые сутки - на палубе, за год уходил в увольнение в город три раза. Дисциплина железная", - отмечает Валерий Евгеньевич. Родные о его местонахождении ничего не знали, так как звонить возможности не было, да и письма писать тоже. Только предполагали, что где-то за границей.
В ходе экспедиции в 1972 году при исполнении служебных обязанностей погиб старший матрос Юрий Викторович Редькин. Он был похоронен в Читтагонге. На могиле установлен памятник. На этом месте ежегодно проводится церемония торжественного возложения венков.
В целом экспедиция успешно справилась с поставленной задачей и внесла значительный вклад в развитие добрых отношений между нашей страной и Бангладеш, спасённым от голода советскими моряками.
Вернувшись из командировки, Валерий Евгеньевич женился, устроился слесарем на лесозаводе п. Токи. Потом работал водителем в ВЛПК, порту, АТП. Теперь он является водителем автобуса "Трансбункера", возит юных хоккеистов спортивного клуба предприятия. Жизнь его сложилась удачно: воспитал двоих сыновей, сейчас подрастают внуки. В суете будней он нечасто, но с теплотой вспоминает о дальней командировке: своих товарищей, экзотическую страну и её доброжелательных жителей.
Наш корр.
#ВВ 48