Днём - сапоги, туфли, чеботки, а вечером - симфоническая музыка и классическая литература. В такой сценарий укладывается повседневность Артура Варданяна.
Есть вещи особенные, и есть люди неординарные, которые их создают или дают им вторую жизнь. У нашего героя интересы богемные, манеры интеллигентные, кругозор широкий и отношение к своей профессии очень трепетное. Он - обувных дел мастер, считающий, что сапожник должен быть творческим человеком. Для Артура хорошая обувь сродни изысканному вину, которое редко встретишь в магазине. Когда-то маэстро создавал её собственными руками для тех, кто ценит свою индивидуальность, и была она, как произведение искусств - неповторима. Сегодня наш герой сосредоточился главным образом на ремонте, но и к рядовым башмачкам от лёгкой промышленности профессионал относится очень бережно. За 35 лет занятия любимым делом он выучил все обувные недуги наизусть, знает, какой курс лечения прописать любой паре, чтобы она вернулась хозяевам обновлённой и привлекательной. О секретах мастерства, дедуктивных методах и неожиданных увлечениях сапожника-виртуоза читайте в нашем интервью.
- Артур, общаясь с Вами, отказываешься верить, что стать обувщиком может заурядный человек. Что на это скажете?
- Настоящим, возможно, не каждый. Представитель этого ремесла должен обладать рядом качеств, без которых вряд ли достигнешь успеха: терпением, аккуратностью, внимательностью, усидчивостью. Пожалуй, ещё и силой - ведь, прошивая обувь, без физических затрат не обойтись. Шило, ножи, молоток, клещи - главные инструменты мастера.
- Расскажите, как Вы пришли в профессию?
- По стечению обстоятельств. Жил в Армении, в Ереване. В школе мечтал стать программистом, как мой дядя. Он меня готовил к поступлению в политехнический институт. Я углублённо изучал физику, математику. Но в 16 лет по-взрослому рассудил, что на зарплату инженера в 120 рублей в этом мире не проживёшь, тогда как на обувной фабрике нашего города люди зарабатывали до 450 рублей. Вот так я и стал учеником мастера Геворга - настоящего ювелира от обувного дела. Меня к нему прикрепили на предприятии. Ереванская фабрика "Масис" выпускала отличную обувь, её можно было встретить по всей стране. Отправляли продукцию на экспорт, даже в страны, которые славились своей качественной обувью. Я учился шить различные модели, этап за этапом. И, наконец, преуспел.
- Много обуви Вы сшили за свою жизнь по индивидуальным заказам?
- Достаточно. И даже когда переехал в Ванино в 1996 году, ко мне обращались люди. Некоторые эту обувь носят до сих пор. Но потом магазины наводнились китайским ширпотребом. Не стало хорошего материала, а завозить его дорого. Ручная работа сама по себе имеет высокую цену, и если добавить сюда доставку и прочие издержки, то для клиентов выходит накладно. Поэтому сейчас я преимущественно занимаюсь ремонтом.
- Что в профессии привлекает вас больше всего?
- Любое дело, где есть хоть толика творчества, доставляет удовольствие. Приносят обувь разных моделей, качества, из необычных материалов, и в каждом случае требуется особый подход, нужно думать, искать, подчас экспериментировать.
- Самые необычные модели, с которыми Вам доводилось работать?
- Со всем, что можно только вообразить. Например, туфли с подошвой 20 см. Смотрю на них и удивляюсь, как красавицы их носят и не падают. Работал я и с туфлями из крокодиловой кожи. Природная броня рептилии тяжело поддаётся обработке, но именно за износоустойчивость ценится. Не просто ремонтировать обувь из змеиной кожи - важно не повредить её, сохранить чешуйки, не нарушить природный рисунок кожи.
- Дедуктивные методы применяются в сапожном деле?
- Ненамеренно. Но действительно, обувь может многое рассказать о человеке. О его характере, вкусах, привычках, достатке, профессии. В определенной степени поведать и о человеческих несовершенствах. Бывает, что приносят грязную обувь в ужасном состоянии. Что можно подумать о её хозяине? Другое дело, чистая и ухоженная.
- Значит, встречаете людей по обувке?
- Это профессиональное уже. Я сразу обращаю внимание на обувь окружающих, где бы ни находился. Кстати, о шпильках. Некоторые женщины в булочную без них не выйдут. Но далеко не все могут их носить. Обувь должна гармонично сочетаться с фигурой и возрастом, быть удобной. Это условие её долгой службы.
- А сами какую обувь предпочитаете носить?
- Я выбираю классику.
- Вы работаете не только с вещами, но и с людьми. Многие из них отмечают Ваше умение найти подход к каждому клиенту, наладить диалог с самым взыскательным и привередливым. Как Вам это удаётся?
- Просто надо уважать людей и быть с ними честным.
- Вы замечаете, как меняется качество обуви?
- Когда я начинал работать, обувь была только кожаная. И даже подошвы часто делали из этого материала. Порой каблуки вытачивали из дерева, для подметок использовалась высококачественная резина. Оторвать было невозможно. Хорошую обувь только после второго года носки в ремонт приносили. В 90-е годы рынок наводнила продукция из синтетических материалов, китайский ширпотреб, который вёл себя совершенно непредсказуемо: рвался, стирался там, где, по идее, не должен был. Чтобы реанимировать эти изделия, приходилось включать изобретательность, размышлять. И теперь ситуация ненамного лучше. Выбор в магазинах небольшой. Обувь делают из такого материала, что при морозах он дубеет, и подошва становится скользкой. От казусов не застрахованы даже дорогие изделия, потому что они предназначены для еврозимы, а не для снежной погоды. Самые распространённые заказы - набойки, ушивка, профилактика, обшивка, подклейка, замена замков и супинаторов.
- А блоху подковать сможете?
- Не только блоху (улыбается). Всё могу! За годы работы меня уже трудно чем-то удивить.
- Понятно, что ремесло обувщика всегда востребовано, и истинные мастера без дела не сидят, вне зависимости от сезона, но всё же не сапогами едиными жив человек. Чем Вы занимаетесь в свободное время?
- Раньше я много читал и был “всеяден”: историческая, приключенческая, научная литература, мировая классика. С томиком хорошего романа можно было прекрасно отдохнуть и на время забыть о делах. Но теперь, после утомительного дня, визуального напряжения, я предпочитаю слушать симфоническую музыку или смотреть хороший художественный фильм.
- Увлечения зрелой личности, достойные уважения. Они сложились сами собой или явились результатом воспитания и внешнего воздействия?
- Я хорошо учился в школе и всегда испытывал жажду знаний. Когда жил в Ереване, вращался в богемной среде. Моими друзьями были музыканты, скульпторы, литераторы. Этим людям я обязан теми смыслами, которые делают мою жизнь интересной.
P. S. Мастерская с запахом клея и табака, где тачает обувь Артур, каждый день принимает заказы. Он уверен в своих силах и объясняет одной из клиенток, что может выправить черевички не хуже, чем у царицы. Нет, не только из прагматических устремлений маэстро выбрал свою работу. Его предпочтение - это возможность быть счастливым, свободным, творческим, нужным людям на пути самореализации.
Е. ОСИПОВА.
#ВВ 12