4 апреля отмечается Международный день настройщика фортепиано. Если бы существовала Красная книга вымирающих профессий, то представители этой редкой специальности, вероятно, попали бы на её страницы. Сегодня фортепианный "доктор" на весь Ванинский район в единственном числе. Всё менее востребованной штучную профессию делает научно-технический прогресс. Старые добрые механические пианино уступают свои позиции электронным собратьям. На Дальнем Востоке в магазинах настоящее пианино теперь не сыщешь, торговля предлагает только инструменты на микросхемах.
Вместе с тем, преподаватель по классу фортепиано, настройщик клавишных инструментов Юрий Фёдорович Шульгин уверен, что своё значение в искусстве рояли и пианино с лакированным корпусом из дерева, с молоточками и струнами внутри никогда не потеряют. Ведь серьёзная музыка исполняется только на классических инструментах. Разве можно сравнить звуки, записанные на карту памяти, с "голосом" настоящего рояля? Вторичное - это не оригинал, поскольку запись не может передать все нюансы живого звучания.
Большинство настройщиков приходят в профессию как музыканты. Юрий Фёдорович свои первые гаммы разучивал в Ивано-Франковске на Украине. Было это в 50-х годах прошлого века. Идея отдать ребёнка в музыкальную школу принадлежала маме. Мария Дмитриевна, бухгалтер по профессии, очень любила музыку и приметила эту тягу у своего сына. Мальчик, как зачарованный, мог часами слушать игравшего на улице гармониста. Игнорировать такие стойкие творческие наклонности родители, естественно, не могли. Юра учился с удовольствием, правда, в старших классах больше хотелось свободы: играть со сверстниками в футбол, ходить в кино. Но "мама проявила твёрдую волю", поэтому, отодвинув в сторону ребяческие порывы, Ю. Ф. Шульгин в 1964 году поступил в музыкальное училище. Здесь он увлёкся курсами по настройке музыкальных инструментов. Тогда это была в основном теория. А после окончания музыкального отделения педагогического института возникла потребность настраивать собственный инструмент. Молодой музыкант совершенствовал свои знания, читал специальную литературу, собственными руками мастерил рабочие инструменты - так постепенно он осваивал свою вторую профессию.
В 1988 году Юрий Фёдорович приехал погостить к друзьям в Ванино. Рыбалка, охота, красивая природа так понравились гостю, что он решил остаться на Дальнем Востоке. Вскоре нашлась и работа. В музыкальной школе Юрий Фёдорович столкнулся с тем, что у многих учеников инструменты находились в расстроенном состоянии. Фортепианных дел мастер тут же взялся за дело, а потом к нему за помощью стали обращаться незнакомые люди, прослышавшие о редком специалисте. Заказов было много, на попечении мастера находились десятки инструментов. Шаг за шагом, нота за нотой, он приводил каждый из них к идеальному звучанию. В процессе настройки одновременно происходил ремонт и регулировка всей механики. А "пациенты" у Ю. Ф. Шульгина были самые разные, порой очень редкие. Это только для непосвящённых все они имеют одно название - фортепиано. На самом деле внутри механика у всех своя, зачастую очень сложная. Юрий Фёдорович "приводил в чувство" старинное китайское пианино, инструменты престижных германских и чешских производителей, через его руки прошло множество "выпускников" отечественных фабрик. Однажды попросили взглянуть на инструмент ручной сборки. Экземпляр оказался достойным. Работать с таким любой настройщик почтёт за честь.
В 2002 году Ю. Шульгин по рекомендации руководства школы прошёл курсы повышения квалификации в Новосибирске и вступил в Союз музыкальных мастеров Сибири. Сегодня он владеет всеми способами настройки. Главным качеством для своей профессии Юрий Фёдорович считает терпение, упорство и чуткий слух - умение воспринимать звуки по-другому, чем обычные люди, улавливать сотые доли музыкальных полутонов. Настройка - процесс не быстрый, бывает два часа, бывает семь… У фортепиано более 80 клавиш и более 200 струн. Звучание каждой мастер должен продиагностировать и отрегулировать. Незначительное отклонение в настройке - и самая виртуозная игра музыканта потеряет свою выразительность. Поэтому важно сделать так, чтобы инструмент держал строй, чтобы после пяти ударов по клавишам в звук не закрались фальшивые нотки. Каждому инструменту раз в году требуется полная профилактика. Юрий Фёдорович ставит "голоса" роялям и фортепиано не только в Ванино, но и во всех населённых пунктах района. Он вспоминает, как однажды его пригласили в Кенадскую среднюю школу посмотреть три безнадёжных инструмента, которые полвека хранились где-то в подсобных помещениях и использовались детьми в качестве игрушек. О реставрации речи идти не могло - внутри всё переломано.
Но вот пришёл мастер, открыл свой волшебный чемоданчик с пинцетами, молоточком, ключом, камертоном - и случилось чудо. Из останков искалеченных претендентов на свалку он собрал новый работоспособный инструмент.
Профессиональные музыканты знают, как боится чувствительная механика сырости, сквозняков, жары. Инструменты, как люди, устают, изнашиваются, испытывают травмы и шоки. А ещё они очень страдают от бесцеремонного обращения, причем надо сказать, что участь домашних пианино тоже бывает весьма драматичной. Особенно когда владельцы занимаются "самолечением": "садят" струны на клей или вбивают в нежное нутро фортепиано гвозди. Сегодня основное место работы Ю. Ф. Шульгина - Центр внешкольной работы. Педагог по классу фортепиано занимается не только обучением ребятишек нотной грамоте, но и реализацией своих творческих проектов "Мой ребёнок композитор", "Музыкальная семья". Кроме этого, участвует вместе с воспитанниками в конкурсах различного уровня: от всероссийских до районных. Своих детей к педагогу водят теперь его повзрослевшие ученики. Музыка многое значит в жизни нашего героя - это и работа, и отдохновение для души. Его любимые композиторы - Шопен и Рахманинов. Юрий Фёдорович не устает поражаться гению Бартоломео Кристофоре, изобретателю фортепиано, ведь оно так точно передаёт оттенки человеческих чувств и настроений.
- Иногда мне даже кажется, что этот инструмент людям подарили боги, - признаётся мастер. - Да, сегодня в редких домах можно найти пианино. В советское время для своих детей люди приобретали фортепиано за большие деньги - 500-1000 рублей при средней зарплате 100-200 рублей в месяц. А сейчас продают за бесценок - от двадцати до тысячи рублей. Но в любом случае, думается, что моя вторая специальность останется, ведь живая музыка будет звучать всегда.
Е. РОЩИНА.