В этом году исполнится 25 лет со дня боёв за город Грозный. 11 декабря 1994 года началась Первая Чеченская война. Тысячи молодых парней отправились в зону боевых действий сражаться за восстановление конституционного строя. Многие из них были солдатами срочной службы, попавшими в самое пекло по призыву.
У Андрея Валерьевича Вялкова путь в горнило событий был иным. Он записался добровольцем, оставив дома встревоженную семью, простившись с детьми. Что двигает такими людьми, которые осознанно идут на риск, прекрасно понимая тяжесть возможных последствий?
- Наверное, воспитание, традиции, заложенные в семье, пример моих дедов, с доблестью прошедших Великую Отечественную войну, - рассказывает кавалер медалей "За доблесть в службе" и "За верность долгу". - Мои родные делились воспоминаниями, прививали мне принципы, ставшие жизненным руководством. В начале 90-х в республике поднимал голову оголтелый национализм, процветала преступность, совершались теракты, на площадях расстреливали невинных людей, и весь этот ужас транслировался в прямом эфире. Сложно было смириться, что подобное происходит в моей стране, поэтому я решил принять личное участие в восстановлении порядка.
С завода "Якорь" (г. Советская Гавань), где работал сварщиком, Вялков прямиком направился в военкомат. Месяц подготовки и Владикавказ. К исполнению воинского долга Андрей Валерьевич приступил в Грозном, куда бойцов подразделения доставили вертолетом. Первые впечатления: разруха, боль, трагедия. Кругом таблички с предупреждением о минах, разбитый аэродром, дым пожаров. А. В. Вялков попал в разведку. Перед его отрядом стояла задача выявлять дислокации бандформирований. На БМП мотались по обстреливаемым улицам города и на многое насмотрелись. Во многих дворах находились зиданы - глубокие ямы, где содержались пленные - военные и гражданские. Местные головорезы использовали их как рабов и относились к ним без сострадания: продавали, меняли, били и убивали.
Испытывал ли страх за свою жизнь в критические моменты? На этот вопрос Андрей Валерьевич отвечает без пафоса. Беспокойство сначала было, но в итоге ко всему привыкаешь. Стрельба и взрывы быстро стали обыденностью. На войне как на войне: " К своей миссии мы относились, как к тяжёлой работе".
За две Чеченские кампании наш собеседник побывал в нескольких опасных командировках. В составе сводного отряда милиции особого назначения в предгорьях возле Аргуна охранял объекты инфраструктуры, выполнял боевые задачи в Урус-Мартане, в 2000 году получил осколочное ранение при зачистке местности от боевиков, а после лечения снова отправился на задания.
Больше всего напрягало то, что никому нельзя было довериться. Днём мирные жители могли улыбаться, пожимать руку, а ночью - напасть, обстрелять со спины. Много было наёмников из разных стран, причём зачастую они находились в одурманенном состоянии. Везде наркотики, постоянно находили схроны запрещённых веществ, использованные шприцы.
После завершения контртеррористической операции Андрей Валерьевич служил в Ванинской транспортной милиции, вневедомственной охране и участковым в районном отделе внутренних дел. С этой должности он в 2013 году ушел на пенсию. Но покой, как видно, не для этого человека. Сейчас в самом пекле он борется за жизни людей начальником караула пожарной части.
С каким ощущением живет боевой ветеран теперь, вспоминая прошедшее?
- Мы исполнили то, что должны были, - отвечает он. - Подавили преступников, очистили республику от тех, кто насаждал средневековые порядки и посягал на целостность страны. Цели достигнуты и не о чем нам жалеть.
Е. Осипова.
#ВВ 7