В России в широкий прокат вышел фильм "Золото Умальты". Основой для картины послужили реальные события, которые произошли на территории современного Верхнебуреинского района. Тогда неизвестными был похищен груз Нимано-Буреинской компании - более 40 пудов золота (свыше 600 кг). Захватывающий сюжет приключенческой ленты сразу привлёк внимание зрителей. Но эта быль, связанная с поиском ценностей, не единственная на Дальнем Востоке. Не менее известный эпизод времён гражданской войны - история "золотой канонерки", которая случилась на территории Амурской области. Потомки одного из её участников проживают в Ванино и хранят предание о своей семье, втянутой в водоворот эпохальных событий.
Из рассказа Галины Патетеевой (в некоторых документах Патитий) возникает образ далёкого времени, когда стоявшая над людьми стихийная сила сталкивала их друг с другом, кидала, как щепки, в бурный поток политических событий. Им не слишком приходилось выбирать, как жить, но среди сумятицы герои этой истории не потеряли себя, не отошли от безусловных ценностей: честности милосердия, осмысленного труда, стремления к справедливости.
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
История Потетеевых сохранилась фрагментарно. В ходе гражданской войны и репрессий многие представители фамилии погибли или были расстреляны. До революции глава рода Адриян дал образование всем детям. Старшая дочь Евлампия преподавала в школе. Младший сын Иосиф учился в начальном классе. Семья была крепкая и уважаемая. Адриян пользовался в области большим авторитетом, являлся мировым судьёй. По характеру - правдолюб, справедлив, но нрава очень крутого. Никому не давал спуска, в том числе своим домочадцам. Детей воспитывал в строгости. Однажды отец преподал Иосифу знатный урок интернациональной дружбы, который в дальнейшем не раз помогал выживать в трудные времена. На одной улице с Патетеевыми жил китаец. Местные мальчишки, среди которых находился Иосиф, над ним подтрунивали за длинную косу. Как-то ватага сорванцов, встретив китайца, принялась его дразнить. Он пожаловался Адрияну, который, взяв тугой ремень, устроил сыну хорошую взбучку, после чего заставил извиниться перед соседом.
ИОСИФ И САМУРАИ
Крутые изменения в жизни семьи произошли после революции. Начавшаяся гражданская война принесла насилие и неразбериху: вечно наступали и отступали - белые, красные, бандиты. 5 апреля 1918 года первый отряд японских войск высадился во Владивостоке. С этого события историки отсчитывают начало интервенции на российском Дальнем Востоке. Дом Патетеевых был самым большим в Новоандреевке, поэтому японцы, захватившие город, приняли его за штаб красных. Когда Евлампия увидела, как самураи наводят пушку на их дом, она мгновенно скомандовала, чтобы все спрятались в подпол. Раздался страшный грохот. Снаряд разнёс строение в щепки. Подошли японцы. Иосиф, сжав кулаки, погрозил им. Непокорность возмутила одного из офицеров. Обнажив меч, он замахнулся на ребёнка. В этот момент мать успела оттолкнуть сына. Острое лезвие со свистом рассекло только воздух. Женщина защищала Иосифа так отчаянно, что агрессор, усмехнувшись, отошёл в сторону.
ЗОЛОТО РЕСПУБЛИКИ
Осенью 1918 года советские власти в Благовещенске вынуждены были спешно эвакуировать золотой запас всех дальневосточных банков от наступающих белогвардейцев и интервентов. 21 пуд драгметаллов погрузили на канонерскую лодку "Орочанин" для транспортировки вверх по реке Зея. Однако уже в самом начале пути судно было атаковано и повреждено японцами. Лодка села на мель у с. Новоандреевка.
В 1932 году в издательстве "Дальгиз" вышла книга "Амур в огне", в которой участник войны на Дальнем Востоке Илья Безродный вспоминал: "…О судьбе ценностей, бывших на канонерке, точно неизвестно. Одни говорят, что золото было выброшено за борт в неопределённом месте на самом фарватере, другие утверждают, что ценности были выгружены в протоке… И лишь три ящика золота, зарытые кем-то на берегу, были обнаружены спустя некоторое время одним из членов экипажа - Бортовым. Очевидно, эта тайна с участниками событий ушла в могилу…".
А вот что об этом происшествии рассказывал Иосиф. Завязавшаяся перестрелка не позволила команде судна перегрузить ценности. Лодку оставили на мели возле Новоандреевки. Воспользовавшись моментом, банда местных мародёров пробралась на борт и стала вскрывать заколоченные ящики. Слитки золота уносили с собой. Адриян лично пытался остановить расхищение, но силы были неравны, а органы власти в момент смуты и неразберихи не действовали. В эти же дни несколько участников разграбления канонерки хотели расправиться с голодным беспризорником, стянувшим у них что-то из продуктов питания. В тот момент, когда ребёнка пытались вздёрнуть на столбе, мимо проходил Адриян. Он защитил мальчика, напомнив тем, кто вершил самосуд, об их более тяжких преступлениях. Обещание судьи призвать виновных к ответственности за расхищение золота республики бандиты не забыли. Они задумали избавиться от опасного для них человека. Выждали, выследили и устроили засаду в лесу.
В этот день Адриян вместе с Иосифом собирались навестить родственников. Дорога предстояла длинная. Садясь в сани, отец и сын ещё не знали, что на пути их ожидают бандиты. Адрияна убили на глазах сына. От выстрелов лошади метнулись в сторону, сани перевернулись. Мальчик, пролетев несколько метров, упал в сугроб. Он слышал, как его искали преступники. Когда они ушли, он не решался выбраться наружу. Так бы и замёрз в лесу, если бы не верный конь. Вечером по злополучной дороге из города в своё селение возвращался крестьянин. Неожиданно дорогу ему преградил конь. Он вставал на дыбы и никак не давал проехать, тянул в сторону, словно куда-то звал. Мужик смекнул, что надо пойти следом. Животное привело селянина к сугробу, где лежал закоченевший подросток…
ВОРОШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК
От отца перешли к Иосифу основательность, честность, сметливость. Достигнув совершеннолетия, парень женился на соседской девушке Дарье. На всю жизнь она стала ему поддержкой и опорой, окружила заботой и любовью. Едва отгуляли свадьбу, пришла повестка. Призвали в Красную Армию. Надев будёновку, отправился Иосиф осваивать военные науки. Блестяще научился владеть огнестрельным оружием. В 20-х годах с инспекционной проверкой воинских частей Дальний Восток посетил наркомвоенмор К. Е. Ворошилов. Иосифу представилась возможность продемонстрировать перед легендарным военачальником своё мастерство. По итогам армейских соревнований И. Патетеев был награждён знаком "Ворошиловский стрелок".
УЗЕЛОК В ТРАВЕ
Жизнь шла своим чередом. После армии Иосиф освоил строительные специальности, работал. В семье родились старшие дети. В 1932 году обширные территории страны охватил массовый голод. Причину его связывали с коллективизацией. Когда стало ясно, что всем вместе прокормиться нельзя, мать Дарьи решила тайком уйти из семьи к родственникам во Владивосток, чтобы не обременять молодых заботами о себе. Именно тогда произошёл случай, который семейные предания расценивают как проявление Промысла Божьего. Мучимая голодом, женщина много дней пеша шла по лесным дорогам, преодолевая десятки, сотни километров до Приморья. Когда её покинули последние силы, она упала на землю и собралась умирать. Какими словами она молила Бога и к каким святым взывала - неизвестно. Но чудо произошло. Рядом с собой под елью она увидела тряпичный узелок, в котором находились буханка хлеба и кусок сала. Возможно, этот ценный дар упал с проезжавшей телеги. Благодаря ему женщина утолила голод и смогла продолжить свой путь.
КАК СТАНОВИЛИСЬ "ПОЛИТИЧЕСКИМИ"
Между тем в стране раскручивался маховик политических репрессий. Однажды Иосиф стал свидетелем того, как в недавно созданный колхоз сгоняли с крестьянских хозяйств лошадей. Всё делалось наспех: организаторы загоны не подготовили, корма не запасли, животные от голода грызли сухие жерди изгороди. Сжалось сердце, и не смолчал Иосиф. Свидетель его критики написал донос.
Так семья Патетеевых превратилась в спецпереселенцев. Кто-то погиб на лесоповалах, другие под пулями охранников, были и те, кто умер от голода.
Репрессированных отправляли в Обор, затем в Агние-Афанасьевск (север Хабаровского края) без вещей и продуктов. В ссылке от тяжёлых условий умерли двое детей. Посреди голого поля приходилось обустраивать заново свой быт. Здесь и пригодились "уроки интернациональной дружбы" от Адрияна. Жившие рядом китайцы помогли семье не пропасть от голода. Поделились с Дарьей семенами сельхоз растений, научили, как выращивать плодовые культуры в суровом климате.
Умение ладить с людьми, доброта и радушие привлекли к Патетеевым и коренные народы Дальнего Востока. Дом их был всегда открыт для гостей. Когда ульчи после охоты приходили в посёлок, чтобы сдать государству пушнину, они всегда останавливались у Иосифа: курили трубки, пили чай, вели неспешные разговоры. Новые друзья помогли Иосифу в годы войны победить тяжёлый недуг. Гости в орнаментированных халатах привозили из тайги целебные травы, медвежий жир, ягоды, которые поддерживали организм и давали надежду на выздоровление при отсутствии антибиотиков и прочих лекарств.
ХЛЕБА ГОРБУШКУ И ТУ ПОПОЛАМ
Первые годы в ссылке оказались самыми тяжёлыми, но со временем семья стала обживаться. Хуже всего приходилось вновь прибывшим. У них не было ничего: ни огородов, ни припасов, ни знаний, где раздобыть пропитание. Однажды на лесоповале, когда бригада ссыльных расположилась на обед, Иосиф среди новичков увидел человека, написавшего на него донос. Вопреки ожиданиям, встреча недруга и жертвы получила библейское продолжение. Когда Иосиф достал кусок хлеба, чтобы перекусить, он поймал на себе голодный и полный отчаянья взгляд. И тогда, преисполнившись сострадания, разломил горбушку хлеба пополам и протянул кусок своему пристыженному недоброжелателю.
СЛАДКИЕ ПЁРЫШКИ
Снабжение продуктами в глухих посёлках, где жили репрессированные, было скудным, денег у людей не водилось. Старшие дочери Патетеевых вспоминали, как выдергивали пёрышки из подушки и жарили их на сковородке, чтобы притупить чувство голода. Для девочек куриные пёрышки были настоящим лакомством. Летом дети бегали в тайгу, ели лепестки саранок, жимолость, малину. Детство полное лишений - 40 - 50-е годы. Не было в достатке одежды и обуви. Младшие ходили зимой в школу в резиновых калошах. В трескучие морозы ноги замерзали так сильно, что хотелось плакать. Когда заболел Иосиф, Дарья, чтобы поддержать семью, стала работать на прииске.
РЕАБИЛИТАЦИЯ
Перенесённые страдания не ожесточили Патетеевых, напротив, ещё больше подчеркнули их исключительные душевные качества, такие как честность, порядочность, готовность помогать людям. В 50-е годы, когда был закрыт прииск в Агние-Афанасьевске, все его жители переселились в Кенаду, где создавалось аналогичное предприятие. Большинство домов в этом селе построено руками Иосифа. Он много читал и умел, так как в тяжёлых условиях люди могли рассчитывать только на собственные силы и знания. Нужда заставила Иосифа освоить даже лозоходство. Когда требовалось вырыть кому-то колодец, первостроитель брал в руки изогнутый прутик и по его вращению определял расположенную под землёй водоносную жилу. Вся жизнь супругов прошла в работе, они вырастили и поставили на ноги шестерых детей. В их доме всегда царили мир и взаимоуважение.
О судьбе Евлампии известно мало. Между сестрой и братом существовала тонкая духовная связь. Шёл 1960 год. Как-то Иосиф, проснувшись после тяжёлого сна, дал волю слезам. На расспросы встревоженной жены ответил: "Евлампия умерла, во сне привиделось". В этот же день почтальон принёс телеграмму с печальным известием.
В 90-х годах ХХ века семья была реабилитирована и получила статус жертв политических репрессий. Но Иосиф не дожил до этого момента, умер он в 1982 году.
Дарья через всю свою жизнь пронесла веру в Бога вопреки преследованиям и гонениям. В её доме в красном углу всегда стояла икона Николая Чудотворца с горящей лампадой. Этого святого она почитала особо и умерла в День его памяти.
ПО СЛЕДАМ ЛЕГЕНДЫ
Что стало с грузом "Орочанина" - неизвестно до сих пор. Конечно, золото искали. Японцы, белогвардейцы, партизаны, позже Объединённое государственное политическое управление. Но нет никаких свидетельств о дальнейшей судьбе ценностей. Из ряда источников известно, что после разграбления канонерки из Новоандреевки неожиданно уехали несколько семей. За бесценок распродали всё имущество и налегке отправились в центральную часть России. Предполагают, что не с пустыми карманами.
Отдельные слитки в 70 - 80 годы находили на огородах местных жителей. Возможно, эти клады намекают на то, что не только на дне Зеи следует искать сокровища. Как знать, к каким неведомым берегам отнесёт нас поток истории и какие открытия нас ещё ждут впереди?
Е. Осипова.