Учителя, врачи и воспитатели могут уйти на пенсию, но редко исчезают из человеческой памяти. Особенно в маленьких городах, посёлках, деревнях, где учат, лечат, воспитывают не одно поколение жителей. В магазине, на почте или на вокзале непременно найдутся те, что поздороваются, вспомнят о былом, расспросят о здоровье, скажут несколько слов о себе. Личности этих людей настолько вплетены в индивидуальное и общественное бытие, что порой кажется, словно они не принадлежат самим себе, но всем, о ком заботились. Вот и Людмила Александровна Голощапова, работник дошкольного образования с сорокалетним стажем, прогуливаясь по родной Кенаде, всегда готова улыбнуться приветственному оклику.
Так было и много лет назад, когда в начале 80-х она только начинала претворять в жизнь свой принцип, гласящий: "Детский сад - не учреждение, а родной дом для каждого ребенка". Уже тогда воспитанники при случайной встрече тянули маму за руку навстречу заведующей - Людмила Александровна внушала доверие и умиротворенность. Её старание обеспечить детям комфорт было оценено по достоинству.
Сама она родилась не в Кенаде, а в селе Чильба Ульчского района, что на озере Большие Кизи недалеко от Де-Кастри, в 1964 году. Мама Валентина Григорьевна Строкина работала начальником почты, отец Александр Степанович - на погрузчике в леспромхозе. Папа был коренной дальневосточник, его семья переехала из Сибири, бабушка - мать-героиня - воспитала 11 детей. А мама родилась в солнечном Зугдиди, в Грузии. Её отец оттуда ушел на фронт. Вся их русская семья переехала на Дальний Восток уже после войны, когда, пережив лихолетье, вернулся дед Людмилы. Помимо старшей дочки, родители воспитывали младшую Зину.
Период Кенады в её жизни начался в 1971 году, когда она пошла в первый класс в местную школу. Родители по делам леспромхоза кочевали то в Высокогорный, то обратно в Кенаду, а внучка жила с бабушкой. "У нас была отличная школа, да и сейчас она хорошая, - вспоминает Людмила Александровна. - Наш выпуск 1981 года был юбилейным - 25-м. Хотя была комсомольская путёвка в институт на историко-философский факультет, но личные обстоятельства привели меня в педагогическое училище Хабаровска на "дошкольное воспитание". Учебное заведение высоко котировалось, конкурс был пять человек на место, поступила я легко. По распределению направили в Совгавань, там в отделе образования мне сказали, что работы полно, а жить негде. Я было пристроилась в Майском, где проходила практику, вернулась в Кенаду попрощаться с родными, да так и осталась благодаря приисковому начальству. Директора удивило, что готовый специалист не трудоустроен дома, когда сотрудники были без образования".
21 сентября 1983 года Людмила переступила порог детсада №34, а в ноябре заведующая ушла в декрет, и молодого воспитателя назначили на её место. В 19 лет “рулить” учреждением на 120 ребят нелегко. "Проработала пару годков и вновь ушла в воспитатели - не хватило организаторского опыта, да и житейского. Очень трудно руководить, когда под твоим началом - трое бывших заведующих, а именно так и случилось". Вновь она взяла бразды правления в свои руки через десять лет, в труднейший период в истории страны. В 90-х прииск стал разваливаться, семьи уезжали, и четыре полных детских группы стали историей. Раньше в детсад брали только своих, приисковых, потом стали брать всех. Но и этого было мало, и с каждым годом - всё меньше ребятишек. Пришлось ужаться, сократить персонал, впрочем, все предприятия и учреждения имеют свою историю выживания в 90-е годы. Некоторые их не пережили. Но детсад в Кенаде существует до сих пор (малыши в нём нуждаются), и в этом есть заслуга и его самоотверженных сотрудников.
Между кашами и игрушками, наблюдениями за природой, праздниками и буднями, встречами и расставаниями, решением насущных проблем маленького хозяйства промчались незаметно эти 40 лет. Счастливых лет! "Разное было за эти годы, но всегда старались терпеливо и разумно разбирать все вопросы, доказывать правоту несогласным родителям когда документами, когда - просто здравым смыслом. Унывать я не умела, рук не опускала и не делаю этого сейчас". Нет для Людмилы Александровны дороже и сердечнее признания, чем слова одной воспитанницы: "Когда я была в саду, я про себя всегда звала вас мамой".
Открыто её зовут мамой трое собственных детей: уже взрослые дочери Виктория и Олеся и сын Александр. Навещают внуки. Со своим мужем Вячеславом Владимировичем вместе уже 33 года. Заядлый охотник и рыбак, он иногда и жену берёт поудить рыбку. Но больше всего Людмила Голощапова любит свой огород и с нетерпением ждёт настоящего тепла, чтобы вместе с котом Персиком провести ревизию грядок.
В сентябре этого года будет 12 месяцев с того дня, как она покинула второй Дом для множества детей Кенады. Ответственность за него теперь лежит на новом поколении, что училось у старших. Это наследие мудрости и доброты педагога - неосязаемое, но не эфемерное - остаётся не только в памяти, но и в сердце.
А. АЗАРОВА.
Фото из личного архива семьи Голощаповых.