Официальный сайт муниципального автономного учреждения «Информационное агентство «Восход-Ванино»
По вопросам размещения рекламы - 8 (42137) 7-68-88

БОЛЬНИЦА БУДЕТ ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Главный врач ЦРБ встретился с жителями Высокогорного, ответил на вопросы
и рассказал, что ждёт медучреждение в ближайшее время

Социальная напряжённость, возникшая весной 2017 г. в связи с решением ОАО «РЖД» отказаться от содержания узловой больницы в п. Высокогорном и передать её на баланс краевому министерству здравоохранения, в середине февраля получила новый виток. Поводом для неё стали обращения инициативной группы и письма, опубликованные в средствах массовой информации. 9 июня 2017 года в ходе выездного совещания представителей Правительства Хабаровского края, краевой Законодательной Думы, администрации Ванинского района и железнодорожных структур в п. Высокогорный местные жители получили ряд обещаний, зафиксированных протоколом. 1 января бывшая НУЗ «Отделенческая больница на ст. Комсомольск ОАО «РЖД», как и было запланировано, стала структурным подразделением Ванинской ЦРБ, но в феврале по Высокогорному снова пошли разговоры, что обещания не выполнены.

Больной вопрос
Очередной виток медиаактивности вокруг высокогорненской больницы случился в начале февраля, где наряду с чаяниями местных жителей стала появляться информация о возможных протестных акциях в день выборов. Чтобы ещё раз расставить все точки над «i», 13 февраля в посёлок выехали главный врач ЦРБ Сергей Маслов, полномочный представитель губернатора в Ванинском районе Юлия Данилова, представитель краевого министерства здравоохранения – начальник контрольно-ревизионного отдела Николай Фёдоров.

На встрече с жителями, среди которых были глава поселения, представители инициативной группы, депутаты, пенсионеры, одни выслушали, что волнует высокогорненцев, вторые - что стоит ждать от новых хозяев больницы. Далее итоги встречи разбиты по основным темам и ответам на волнующие вопросы.

1. Согласно новому штатному расписанию, врачи работают на 0,25 ставки.
Главный врач ЦРБ Сергей Маслов: «Ключевые специалисты для посёлка – терапевт, педиатр и хирург – они есть. Помимо них, принимают штатные невролог, окулист, ЛОР, врач функциональной диагностики, работает клинико-диагностическая лаборатория. Действительно, исходя из нормативов, невролог, отоларинголог, офтальмолог, врач функциональной диагностики, второй терапевт и второй педиатр согласно штатному расписанию трудятся на 0,25 ставки, что вовсе не означает уменьшения количества отработанных часов в четыре раза. Руководство вправе в случае увеличения нагрузки на специалиста компенсировать маленькие оклады стимулирующими выплатами.
Ещё раз заявляю, все врачи и медсестры получили работу во вновь созданном филиале, за исключением тех, кто по собственному желанию отказался от трудоустройства в ЦРБ, находится в отпуске по уходу за ребенком или же получил работу в кабинетах предрейсовых осмотров ДВЖД, находящихся в посёлке.
Без сокращений не обошлось. Под оптимизацию штатной численности попала часть обслуживающего персонала. Российские железные дороги – частное предприятие и проводило кадровую политику так, как считало нужным. В мою задачу входило создать эффективное работоспособное медицинское учреждение, но позвольте, какое отношение к медицине имели находящиеся в штате пять лифтёров?» - задаётся вопросом главный врач ЦРБ.

2. Неисправен рентгеновский аппарат, ограниченная телефонная доступность.
«Неработающий рентгенологический аппарат (он же флюорограф), был передан нам в неисправном состоянии, – рассказывает Сергей Маслов. - Сложность вопроса, который мы всё равно закроем, заключается в том, что это оборудование было изготовлено чуть ли не в единственном экземпляре на конверсионном оборонном предприятии г. Новосибирска. Единственный инженер, способный его реанимировать, недавно был прооперирован в Санкт-Петербурге и сейчас проходит процедуру восстановления. Замена неисправной детали будет произведена им в марте этого года. На этой неделе сюда из Ванино будет доставлен портативный рентгенологический аппарат для исследования опорно-двигательной системы. Врач-рентгенолог имеется. В тёплое время года для флюорографического обследования воспользуемся услугами передвижного аппарата Комсомольского клинико-диагностического центра.
Также в этом году для высокогорненской больницы краевым минздравом предусмотрено финансирование на покупку современного автомобиля скорой помощи в северном исполнении класса «Б», оснащённого всем необходимым реанимационным оборудованием.
Незаконченной остаётся работа над телефонизацией больницы. Теперь, когда она перестала быть структурой РЖД, предоставлять услуги вне ведомства железнодорожные связисты не могут. «Ростелеком» подключиться к их коммутатору не имеет технической возможности. Сейчас действуют два стационарных телефонных номера, что, конечно же, мало, поэтому дополнительно было приобретено две сим-карты».

3. Отсутствие роддома сказывается на рождаемости.
Роддома в Высокогорном нет уже несколько лет. Считается, что акушер, не принявший как минимум 400 родов в год, не имеет достаточной квалификации. Сейчас здесь на учёте девять женщин. В прошлом году в посёлке появилось 30 детей. «Хорошо, что они родились в специализированных клиниках», - заявляет заведующий высокогорненским филиалом ЦРБ хирург Сергей Трушин. «А женщины, которых я знаю, говорят, родила бы ещё, но не буду, так как преодолевать такие расстояния в интересном положении – то ещё удовольствие», - парирует глава посёлка Татьяна Гребенюк.
Роды очень сложный вид медицинской помощи, где под угрозой жизнь и здоровье одновременно двух людей. «Лучше, когда женщину в положении автомобилем везут семь часов до Комсомольска?» - звучит вопрос. «Лучше», - заявляет главврач. Роды, принимаемые врачом, не имеющим постоянной практики, в больнице без трансфузиологии (банка крови), опытного анестезиолога, перинатальной палаты Сергей Маслов сравнил с родами на дому. По его словам, в ванинской центральной больнице есть койки сестринского ухода. За три недели до назначенного времени женщина может приехать в райцентр и родить в безопасных условиях. Потому что плановые роды – это прежде всего правильный уход и хорошая квалификация персонала.
Есть статистика: до закрытия роддомов в небольших населённых пунктах младенческая смертность в Хабаровском края составляла 30 промилле. По итогам 2017 г. - 5,2.
Как бы там ни было, случаи бывают разные. В критической ситуации роды примут в Высокогорном: акушерки работают на скорой помощи и в составе основного медицинского персонала.

4. Влияет ли сокращение больничных коек на доступность и качество медицинской помощи?
Бурю возмущения местного населения вызвало сокращение больничных коек в стационаре с 36 до 6. Сделано это было опять же согласно минздравомским нормативам коечного фонда.
Жители утверждают, что именно из-за уменьшения числа мест им отказывают в госпитализации. Сергей Маслов комментирует ситуацию следующим образом: «Чем больше в стационаре находится больных, тем больше медучреждение получит от государства денег. Нам это выгодно, но если раньше врач мог позволить себе госпитализировать условно больного в стационар «прокапаться в целях профилактики», то сейчас, чтобы оказаться в палате под круглосуточным наблюдением, нужно реально заболеть: врач должен поставить пациенту чёткий диагноз, соответствующий кодам МКБ 10. После выписки документы проходят три уровня проверки, и только тогда больница получит деньги. Для сравнения могу привести пример, как обстоят дела в центральной районной больнице: там на 30000 населения сейчас осталось 80 коек. Ещё не так давно их было в два раза больше. При этом напомню, что есть дневной стационар. Оптимизация коечного фонда – явление повсеместное. В современной медицине уклон делается больше на амбулаторное лечение, медикаментозную и физиотерапию. Кстати, физиокабинет возобновит работу, как только пройдёт лицензирование. Ориентировочно это будет в апреле – мае этого года. Примерно тогда же, сразу после получения лицензии ХКГУП “Фармация” откроет в больнице аптеку по торговле льготными медикаментами”.

5. Смогут ли железнодорожники проходить комиссию по месту жительства?
РЖД по-прежнему является главным работодателем в поселении, поэтому услуга по прохождению планового медицинского осмотра остаётся востребованной. Сейчас железнодорожники ездят в Комсомольск, где проходят обследования в ведомственной больнице. Теоретически делать это они могут в любом другом учреждении здравоохранения, прошедшем лицензирование. ЦРБ имеет лицензию на оказание услуг по так называемому приказу №302. Сергей Маслов заверил, что если железная дорога проявит интерес, то не составит труда выучить профпатолога для проведения периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте по приказу №6Ц.
Пойдёт ли акционерное общество на уступки своим работникам? Это будет зависеть как от работы профсоюзного органа, так и от активности местного населения, которое уже доказало способность отстаивать свои права.

6. Приедут ли в посёлок свой гинеколог и кардиолог?
На встрече с главврачом жители (в абсолютном большинстве женщины) говорили об острой потребности нахождения в Высокогорном на постоянной основе врачей гинеколога и кардиолога. Пока, как сказал Сергей Маслов, вакансия гинеколога остаётся незанятой. На период неопределённости специалист данного профиля будет приезжать сюда три раза в месяц.

«На данный момент нет УЗИ, гинеколога, зубного врача, но их и не было до решения ДВЖД избавиться от больницы. Для расширения доступности медицинской помощи жителям посёлка будет организована выездная работа мобильных медицинских бригад, врачей-специалистов. С 26 февраля из Ванино приедет врач УЗД с диагностическим оборудованием».

Подобный расклад не особо устраивает население, на что главный врач ЦРБ поинтересовался, сколько высокогорненцев, окончивших медучилища, приехали назад?

«Молодого специалиста трудно заманить в глубинку, несмотря на государственные льготы, предоставляемое жилье и т.д. Я был на распределении в вузе в прошлом году, - рассказывает Сергей Маслов. - Ехать в Высокогорный желающих не нашлось. Я был на распределении в медицинском колледже: итог - должность фельдшера в Тулучах по-прежнему остаётся вакантной».
Из тех немногих, кто предпочёл выбрать себе профессию лечить людей, только Анна Соболева в 2014 году, получив диплом педиатра, вернулась в родной посёлок.

С ней Сергей Маслов связывает большие надежды. Сейчас она проходит дополнительное обучение на врача общей практики и потом, имея навыки в неврологии, хирургии, гинекологии, офтальмологии, отоларингологии, педиатрии, сможет оказывать разные виды медицинской помощи, но не на фельдшерском, а на врачебном уровне.

Сергей Маслов заверил, что поиски врача-гинеколога будут продолжены. По кардиологу он сказал примерно следующее: «Так как мы не получили никакой статистики по заболеваемости от коллег-железнодорожников, 2018 год будет посвящён сбору и анализу данных о здоровье местных пациентов, чтобы в дальнейшем планировать и распределять имеющиеся ресурсы с учётом здешних потребностей».

А был ли сторож?

Как уже говорилось ранее, в начале февраля наряду с чаяниями людей, опубликованными в еженедельнике «Моё побережье», в Интернете стала появляться информация о том, что «жители большого железнодорожного п. Высокогорный Ванинского района Хабаровского края на выборы намерены перекрыть БАМ» и что из-за «массового сокращения персонала за больными в палате приглядывает... сторож». Источник данной информации - Телеграм-канал «Недебри».

Глава п. Высокогорный Татьяна Гребенюк, известная своей жёсткой позицией относительно больничного вопроса, сходу заявила, что от вменяемой части населения таких призывов точно не было. По её словам, провокационные лозунги появились в одной из социальных сетей, и тех, кто звал односельчан на рельсы, идентифицировать по фейковым страницам было невозможно.

Информацию о том, что «за больными ухаживает сторож», Сергей Маслов назвал не соответствующей действительности, сказав следующее: «Я могу отвечать только за то, что происходило в больнице, начиная с 1 января (дата, когда железнодорожная больница стала частью ЦРБ – прим. авт.). Так вот, с этого времени помощь в стационаре была максимально приближена к условиям реанимационного отделения, где на одну медсестру приходится три пациента. Сейчас в стационаре лечатся четверо больных».

Когда есть желание улучшить

Сергей Маслов демонстрирует огромное пятиэтажное здание, ставшее 1,5 месяца назад структурным подразделением «Центральной районной больницы». Добротное строение площадью 6000 кв. м, с просторными чистыми помещениями теперь наполовину пустое. По словам главврача, при том что расчётные нормативные площади для Высокогорного 700 кв. м, под больницу останется два этажа площадью 2000 кв. м. Так сказать, с запасом.

Высокогорный – железнодорожный посёлок. Больницу здесь построили в 1988 году со стокоечным фондом, родильным, педиатрическим и хирургическим отделениями. Однако в последние годы станция активно теряла стратегическое значение и содержание ведомственного медучреждения становилось неэффективным, соответственно сокращалась численность на железнодорожных предприятиях: целое локомотивное депо перебазировалось в п. Октябрьский. Численность населения с восьмидесятых годов также значительно уменьшилась.

То, что удалось сохранить в полном объёме все виды медицинской помощи, которые оказывались больницей ранее, Сергей Маслов считает большим достижением. Есть проблемы, не всё получилось сделать к намеченному сроку, но он и не ожидал, что будет легко. Первоочередной задачей на 2018 год главврач считает продолжение курса на выстраивание эффективной работоспособной модели больницы. Естественно, с учётом пожеланий и потребностей жителей Высокогорного.

Комментарий полномочного представителя губернатора в Ванинском районе Юлии Даниловой:
- Говорить, что Правительство Хабаровского края не выполнило свои обещания - неправильно и несправедливо. Сделано было по максимуму, о чём свидетельствуют исполненные пункты протокола по итогам схода граждан в июне, по которым мы сегодня прошлись с главой поселения Татьяной Валентиновной. Министр здравоохранения Александр Валентинович Витько, главный врач ЦРБ Сергей Викторович Маслов сохранили всё, что могли, и уверена, постараются улучшить это в будущем. Больница работает, финансирование выделено, услуги отлицензировали, идёт процесс передачи имущества РЖД на баланс минздрава. На поселения с такой численностью положено меньшее число врачей, чем утверждено в штатном расписании филиала больницы. На доводы о том, как было раньше, скажу, что АО «РЖД» — это частное предприятие, и оно имело право содержать данное учреждение так, как хотело или могло. Но когда в июне железнодорожники во всеуслышание сказали, что уйдут, не забрав ничего, оставят всё оборудование, а через два дня вывезли всё, включая стулья, министерство здравоохранения оказалось в сложнейшей ситуации. Железная дорога отдала, условно говоря, нерентабельный актив – край его взял и обещания свои, как я считаю, сдержал. Важно также сказать, что несмотря на все трения, в итоге сторонами были достигнуты нужные договоренности, и уже осенью ДВЖД выделило на оснащение больницы 2,5 млн руб., а краевой минздрав – 1,5 млн руб. Шероховатости, безусловно, есть, но решаться они будут по мере возможности. Высокогорненцам пока хочу сказать, что если по каким-либо причинам вам или вашему родственнику необоснованно отказывают в оказании необходимой медицинской помощи, то сообщить об этом можно по телефону “горячей” линии министерства здравоохранения края 8(4212) 402-201.

Алексей МАРТЫНОВ.


Популярные новости
Решаем вместе
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения