Официальный сайт муниципального автономного учреждения «Издательский дом «Восход-Ванино»
По вопросам размещения рекламы - 8 (42137) 7-68-88
+7-909-828-68-38

Еменка из рода тигра

Ежегодно в августе отмечается День коренных народов мира. Эта знаменательная дата была установлена в 1994 году по инициативе Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Идея празднования этого дня сводится к тому, чтобы отдать должное коренным народам мира, вспомнить и проявить уважение к богатству культур. На протяжении многих лет готовить публикации, посвящённые культуре и истории орочей, «Восходу» помогала руководитель школьного историко-краеведческого музея «Галакта» с. Уська-Орочская Ирина Шеварёва – талантливый педагог, отдавший музейной деятельности 15 лет своей жизни. Недавно стало известно, что Ирина Ивановна покинула свой пост в связи с планируемым переездом на новое место жительства. Но незадолго до этого она успела дать интервью нашему изданию. О сохранении культурного наследия предков и новых открытиях краеведов читайте на страницах газеты.

- Ирина Ивановна, музей в котором собраны уникальные экспонаты, посвященные жизни орочей, Вы приняли в 2005 году от незаурядного человека – Евгении Бабаковой, неутомимой исследовательницы, поисковика и хранителя свидетельств материальной культуры орочей. Как Вы восприняли предложение?

- Непросто. Перенимать из рук такого человека эстафету было волнительно и даже боязно. Но я посчитала, что не могу отступить.

- Наверное, дополнительные обязательства накладывало еще одно обстоятельство. Односельчане говорят, что Вы из орочского рода Еменка, который, по верованиям Ваших предков, произошел от тигров. Это действительно так?

- Да, я принадлежу к роду Еменка. Когда-то орочи верили, что тот или иной род имел своих первопредков среди живой природы. Но сейчас мы современные люди и придерживаемся иных воззрений.

- Какие достижения Вы считаете для себя самыми важными?

- Передо мной стояла задача воссоздать старинные ремёсла орочей и открыть новые отделы музея.

Я прошла курсы, освоила изготовление предметов из бересты, лозы, рыбьей кожи. Во многих начинаниях мне помогали ребята. Нам удалось расширить этнографическую экспозицию и полнее представить быт орочей. Пока были живы старики, мы собирали артефакты. В 2010 году музею был присвоен статус государственного.

Я горжусь тем, что из актива музея вышли призёры и победители Международного фестиваля этнической моды коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Полярный стиль», краевых краеведческих конференций «Культурное наследие», «Салют, Победа!», «П. А. Столыпин и наш край», краевых конкурсов художественно-прикладного творчества среди детей из числа коренных малочисленных народов «Приамурские узоры», «Дальневосточные этносы» и т. д. Я рада успехам таких воспитанников музея, как Леонид Каюда, Владимир Выборов, Роман Яницкий, Ирина Терешкова, Виктория Дей, Анита Казакова, Анисимов Артём, Эвелина Каюда, Вероника Дей, которые многократно являлись победителями районных, краевых и всероссийских конкурсов.

Историко-краеведческий музей «Галахта» (в переводе с орочского «поиск») награжден: «Почётным знаком» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации за активную работу по патриотическому воспитанию; дипломом II степени Министерства образования и науки Хабаровского края и многими другими высокими наградами.

- Ирина Ивановна, Вы имеете многочисленные награды и звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации», являетесь членом общественной организации коренных малочисленных народов Севера Ванинского муниципального района, депутатом сельского поселения. Что не позволяло Вам спокойно почивать на лаврах?

- Я руководствуюсь правилом: «Жить по совести и чтить память предков». Мне больно сознавать, что сегодня многое безвозвратно утрачено, но то, что ещё можно сохранить, должно остаться - след в истории моего маленького, доверчивого народа, умевшего тонко понимать природу.

- Недавно Вы с детьми завершили ещё один интересный проект. Расскажите о нём, пожалуйста.

- Проект был посвящён деятельности врачебных отрядов в местах расселения орочей в 20-е годы двадцатого века. Работу готовила ученица 7 класса, экскурсовод музея Эвелина Каюда. Работая со старыми документами, мы обратили внимание, что в музее практически нет материала о медицине, о том, когда впервые стали оказывать квалифицированную помощь коренному населению, и решили восполнить пробел.

- Однако до прихода русских врачей у орочей существовали свои традиции врачевания?

- Да, это так. Жизнь среди первозданной природы, наблюдения за лечебными свойствами растений и поведением диких животных вели к накоплению опыта, навыков и приёмов лечения природными средствами. Эти знания передавались из поколения в поколение. Информацию о народной медицине орочей удалось отыскать в монографии учёных Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Издавна орочи использовали в лечебных целях многие растения. При расстройстве желудка ели корни бадана - ипу, рыбий жир использовали от укуса змеи. При простудных заболеваниях употреблялся отвар корней дудника амурского - эухэхи; этими же корнями натирали места, в которых ощущалась «ломота». По сообщению этнографов, раньше эту траву приносили в жертву хозяину моря.

Отвар из сухих веток багульника болотного - иласа сэкини употребляли при желудочных и лёгочных заболеваниях. Порошок корня женьшеня - орхода и веточек багульника применялся для лечения ран, ушибов и других травм. Смолой лиственницы - иси нюктани лечили открытые раны. Черемша употреблялась как профилактическое средство от разных болезней. Из медвежьего и собачьего жира, сажи делали мазь от обморожения. Важную роль в народной медицине орочей играли минеральные источники и грязи, ресурсы реки Тумнин. Ими лечились от ревматизма, кожных и гинекологических заболеваний. При лёгких вывихах и растяжениях хорошо помогала повязка, смоченная в морской воде. Широко применялись пиявки, банки, кровопускание, массаж, закаливание, гипноз, заговоры. Орочи считали, что здоровье человека во многом связано с его духовным состоянием.

Опрос коренного населения нашего посёлка показал, что сейчас уже никто не применяет народные средства.

- Что Вы узнали о деятельности первых врачебных отрядов русских?

- Первая медико-санитарная помощь народам Дальнего Востока была оказана в 1920-е годы врачебными отрядами, организованными по линии Российского общества Красного Креста и Народного комиссариата здравоохранения. Специалисты проводили обследование туземного населения, лечили больных, занимались профилактикой и санпросвещением, прививали орочей от оспы.

В 1926 году медгруппу возглавил доктор Макеенко. Сотрудники этой группы приняли непосредственное участие в организации первых туземных советов у орочей. Сам Макеенко выступал на общих собраниях стойбищ Монгохто, Уська, Хуту-Дата с докладами: «Об отношении Советской власти к коренному населению», «О культуре быта».

- Как проводился поиск документов, которые легли в основу научной работы?

- Исследовательская работа началась в архиве школьного музея. Изучались книги по этнографии, старые газеты. В книге В. Г. Ларькина «Орочи» мы обнаружили информацию о деятельности врачебного отряда №19 под руководством доктора Никифоровской. Мы узнали, что существует её доклад о работе в Орочском районе, который был зачитан на совещании работников Далькрайздрава в 1932 году, и задались целью найти этот документ. В этом деле нам помогли московские школьники (СОШ №185) вместе с руководителем музея К. В. Тимченко.

- Итак, имея желанный доклад, о каких аспектах жизни орочей и деятельности русских миссий вы получили более полное представление?

- За три года своей деятельности отряд провёл большую исследовательскую, организационную, профилактическую, санитарно-просветительную и лечебную работу. В стойбище члены экспедиции соорудили амбулаторию, стационар на две койки, баню. Организовали приём больных и посещали их на дому. Зимой сотрудники отряда несколько раз в месяц совершали объезд стойбищ. При амбулатории была оборудована специальная родильная палатка. Она пользовалась большой популярностью среди орочских женщин. Сюда приезжали из Мули, Кура, Ботчи и других мест. Всем матерям, рожавшим в больничных условиях, выдавали комплекты детского белья. Во время пребывания в родильном помещении с женщинами проводили беседы о том, как ухаживать за новорождённым. Осенью 1931 года была радиофицирована амбулатория; в эфире звучали рекомендации специалистов.

Авторитетом пользовалась санитарная комиссия, члены которой следили за чистотой жилых помещений, дворов, улиц. Медицинский персонал организовал курсы бытовых нужд, где женщин обучали приёмам стирки белья и пользования мылом, выпечки хлеба, консервированию овощей. Среди населения было распределено бесплатно 25 пудов мыла.

Немало усилий отряд направил на борьбу с алкоголизмом, который издавна насаждали скупщики пушнины. Местные органы власти приняли решительные меры, запретив ввоз спиртных напитков. Борьба велась не только с «огненной водой». Сотрудники отряда разъясняли пагубность курения опия. Опираясь на актив орочей, врачебный персонал уничтожал посевы мака, предназначенные для производства одурманивающих средств.

Вместе с тем, согласно принятым тогда воззрениям о необходимости как можно быстрее привести малые народы в лоно современной цивилизации, ломался устоявшийся быт орочей. Сотрудники отряда считали полукочевой образ жизни вредным. Они пропагандировали необходимость организации орочей в артели, поощряли земледелие и переход на осёдлость. Таёжным жителям раздавались семена овощных культур.

- Интересно, а как шаманы смотрели на присутствие конкурентов в белых халатах?

- Деятельность врачей порою встречала упорное сопротивление. Никифоровская описывала обряды камлания, при этом отмечая некие необычные способности, которые принимала за «фокусы» или «талантливый гипноз»: «Упорно рассказывают, что пустой закрытый ящик стоит перед шаманом, а когда он закончит камлание, в ящике вдруг оказывается нужное лекарство».

- Ирина Ивановна, будучи представителем малых коренных народов, Вы, наверное, имеете свою оценку результатов деятельности медицинских отрядов?

- Местные жители с благодарностью вспоминали своих просветителей. Именно они помогли изжить такие инфекционные заболевания, как оспа, чума, корь. Особенности труда и быта, отсутствие элементарных санитарно-гигиенических навыков создавали благоприятную почву для развития желудочно-кишечных заболеваний, трахомы, туберкулеза и других болезней в автохтонной среде.

На практике задачи отрядов в области здравоохранения были шире, чем просто врачевание, и состояли в том, чтобы выяснить причины высокой заболеваемости среди аборигенов, повышать их культурный уровень и качество жизни.

- 58 лет Вы прожили в с. Уська-Орочская. Оставлять родное село наверняка непросто. Чем планируете заняться в Хабаровске?

- Об этом что-то определённое пока сказать не могу, но где бы я ни находилась и чем бы ни занималась, родное село в моём сердце будет всегда. Я так же внимательно буду следить за успехами и судьбами моих учеников. И я рада, что совместная наша работа, посвящённая врачебным отрядам, вдохновила Эвелину Каюда к составлению справочника «Лечебные свойства растений, животных и минералов народа орочей».

Е. ОСИПОВА.