Официальный сайт муниципального автономного учреждения «Издательский дом «Восход-Ванино»
По вопросам размещения рекламы - 8 (42137) 7-68-88

ЦИРК: ЗА И ПРОТИВ

В третью субботу апреля отмечался Всемирный день цирка. Он отдаёт должное вкладу представителей данного вида искусства в культуру. В последние годы праздник отмечается на фоне дискуссий о свободе животных, работающих на манеже. Обсуждается запрет их эксплуатации. Что думают ванинцы по этому поводу мы выяснили с помощью пресс-опроса.

Светлана Машукова:

- Я против, когда животных забирают из природы. Невозможно добиться дрессировки без кнута. Медведей и слонов никто не спрашивает, хотят они такой жизни или нет. Мишка играет на балалайке, приплясывает. А может быть, его на горячую поверхность для этого трюка ставили. Совсем не весело, когда тигров палками лупят, это не норма.

Семён Колиух:

- Думаю, не все дрессировщики бьют своих животных. Кто-то вкусняшками добивается послушания. Но в целом, считаю, что цирки себя изжили как институт развлечения. Человечество продвинулось в своём развитии, в современном мире должно быть стыдно обнаруживать свой интерес, допустим, к тому, что несчастный слон скачет на тумбе, а лев прыгает через горящий обруч, что для него совершенно противоестественно. Как ушли в прошлое арены с гладиаторами, так исчезнут и цирки.

Владимир Вихров:

- Цирки мне нравятся. В пору моего детства (60 - 70 годы) родители меня водили на представления, и это было незабываемо, особенно выступления силачей и эквилибристов. А теперь зрителями являются мои дети и их не оторвать от сцены. Но я против тех балаганов, где плохо относятся к животным, такие цирки не нужны. Порой на животных заезжих гастролёров смотреть страшно. Я люблю хабаровский цирк, где чувствуются хорошая организация и профессионализм артистов.

Ольга Валькова:

- Отношусь положительно, ведь цирки доставляют детям радость. Ни одно представление стараемся не пропускать. Конечно, за кулисы мы заглянуть не можем и не знаем, как там на самом деле содержатся животные, но на сцене они выглядят ухоженными. Хочется верить, что обращаются с ними хорошо. Думаю, что организаторам представлений не выгодно плохо относится к своим подопечным, ведь зритель желает видеть здоровых и сытых четвероногих артистов.

Ирина Макаренко:

- Цирк люблю. Однако вопрос, в каких условиях перевозят животных и как они содержатся, всегда волнует. Ведь в дороге невозможно обеспечить должный уход. Особенно беспокоит, как поступают с четвероногими артистами, когда они выходят на пенсию, становятся больными. Сейчас много мелких коллективов, которые колесят по городам и весям, не имея достаточного профессионализма. Но если приезжают хорошо подготовленные, то они способны подарить зрителям настоящий праздник.

Нина Смирнова:

- К бродячим циркам отношусь резко отрицательно, потому что это издевательство над животными. Они страдают в тесноте клеток. Страшное зрелище. Цирк с акробатами, клоунами - это здорово, это искусство. В нем участвуют люди по своему желанию, им это нравится. А животные не выбирают, участвовать им или нет. Неэтичное развлечение. Надо с уважением относиться ко всем живым существам.

Комментирует руководитель любительского объединения Районного Дома культуры, режиссёр Наталья Соболева:

- Свою карьеру в сфере культуры я начинала в РДК и продолжила на арене цирка в 70-е годы XX века. Мне повезло попасть в дружную семью цирковых артистов. Работала с представителями известных династий: Ольга Борисова - дрессировщица львов, клоун Борис Вяткин, Валентин Дикуль - жонглёр, мастер силового жанра. Они были не только профессионалами высокого класса, но и незаурядными личностями. Например, В. Дикуль получив травму, вынужден был сменить профиль. Длительный период заняло восстановление, но он не сломался. Разработал авторскую методику реабилитации, поставил себя на ноги и занялся силовыми номерами. Он поднимал разные грузы, в том числе на плечах машину с людьми! Сегодня Валентин больше знаменит своим реабилитационным центром и бальзамами.

В 20 лет я занималась верховой ездой. Работала с разными лошадьми. Первым мне доверили коня, снимавшегося в фильме "Трембита". В старом советском цирке всё подчинялось силе традиций. С животными обращались хорошо. Отменно кормили, содержали в чистоте. К примеру, кусок мяса, упавший на пол, запрещали давать львам. Существовали строгие правила и нормы, за нарушение которых увольняли. Регулярно проводились проверки “Союзгосцирком”.

Не берусь безапелляционно судить том, как стало сейчас. Получив на арене травму, я ушла в другую сферу деятельности. Прошло больше 40 лет, всё изменилось. Полагаю, что во многих местах сохранились высокое мастерство и трепетное отношение к профессии. Ещё существуют династии, такие как Багдасаровы, Запашные. Эти люди очень любят своих животных.

В государственных цирках, думаю, дела обстоят лучше, чем в частных. Сегодня очень много колесят по стране мелких групп, в которые могут попасть случайные люди. Очень уважаю цирковых артистов, знаю, как им тяжело, но в данном случае, то что я видела за последние годы иногда выглядело слабым и однообразным. Чувствовалось, что приехали только заработать и делали это, как могли. Хотя не отрицаю, что и среди таких коллективов встречаются талантливые и добросовестные люди. Если коммерческий интерес превалирует над остальным, то, конечно, ожидать в таких цирках должное обращение с животными не приходится. В тоже время в любом цирке не заинтересованы мучить зверей, ведь они являются важным звеном программы. Если животные будут болеть и гибнуть, то кому нужен такой коллектив - он распадётся.

Мой наставник всегда говорил: "Если вы хотите, чтобы животное стало другом для вас и зрителей, то обращайтесь с ним, как с другом". Надеюсь, что об этом золотом правиле не забудут современные цирковые артисты.

Е. Рощина.

Фото из сети Интернет.


Популярные новости
Решаем вместе
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения